Северную часть намыва Васильевского острова застроят по единому мастер–плану

Автор фото: Сергей Ермохин
Автор фото: Сергей Ермохин

ЛСР застроит северную часть намыва у Васильевского острова по принципу несбывшейся "набережной Европы". Фасады раздали нескольким мастерским. Мастер–план будет общий.

Главный архитектор Петербурга Павел Соколов сообщил "ДП", что проект северной части намыва прошёл недавно государственную экологическую экспертизу, о чём был выпущен приказ Росприроднадзора. В свою очередь, КГА выдал ЛСР исходную информацию для выполнения работ по инженерной подготовке и вертикальной планировке территории, а также на проектирование улично–дорожной сети. Но проектная документация в комитет доселе не поступала.
В ЛСР рассказали "ДП", что к подготовительным работам "по поднятию высотных отметок" (то есть собственно по намыву) приступят в начале 2022 года. Завершить подготовку территории планируют в 2025–м. А весь проект застройки по–прежнему хотят осуществить к 2034 году. Площадь квартир в северной части намыва составит около 700 тыс. м2. Ранее вице–президент Санкт–Петербургского союза архитекторов Святослав Гайкович призывал провести архитектурный конкурс на застройку намыва, но к его мнению не прислушались.

Для того и пригласили

В холдинге "ЛСР" утверждают, что концепцию проекта разрабатывает архитектурное бюро "Евгений Герасимов и партнёры". Однако, по словам источников в архитектурных кругах, ЕГП хоть и играет важную роль (организует общий процесс), это не единственный задействованный проектировщик. Всего привлечено около пяти более или менее крупных архитектурных мастерских, с которыми ЛСР ранее уже доводилось работать. Один из участников этой группы, гендиректор ЗАО "Земцов, Кондиайн и партнёры" Михаил Кондиайн рассказал "ДП", что сейчас образовавшийся коллектив разрабатывает градостроительную концепцию.
"Это большая территория, большой жилой район, и с этой точки зрения это массовое строительство. О стилистике говорить не приходится — здесь всё–таки современное строительство и по уровню жильё не элитное", — отметил архитектор.
При этом, по его словам, заказчик хочет, чтобы у района было своё лицо. "Они для этого и пригласили несколько организаций, каждая из которых будет делать свои фрагменты, фасады, для того, чтобы это не было однообразным", — рассказал зодчий. При этом работы не должны напоминать лоскутное одеяло. "То, что это будет единый проект, — совершенно точно. Разрозненных участков не будет", — сказал ещё один собеседник "ДП", знакомый с ходом проекта. В ЕГП комментарии оперативно не предоставили.

Прикладная химия

Такой пример совместной работы для Петербурга — редкость. Впрочем, нечто похожее планировалось проектом "Набережная Европы" на Тучковом буяне — в те времена, когда территорию бывшего Института прикладной химии ещё планировали застроить жильём, а не разбить там парк. Тогда на конкурсе, организованном совместно городом и ВТБ, выбрали мастерскую "ЕГП". Концепцией предполагалось привлечь для отдельных зданий иностранных архитекторов. Предварительный мастер–план для конкурса готовила мастерская "Земцов, Кондиайн и партнёры". Но этот проект, как известно, канул в Лету.
Стоит отметить, что на весь намыв уже есть утверждённый проект планировки территории с указанием улиц и основных параметров застройки. Он ограничивает творческий полёт архитекторов. Но собеседники "ДП" считают, что переделывать его не в интересах компании. "Изменяя ППТ такого размера, заказчик записывается в эстафету длиной 100 лет. Я думаю, что они попробуют сохранить основные решения", — сказал "ДП" один из близких к проекту архитекторов.
Из ответа КГА следует, что формальных оснований для пересмотра ППТ сейчас нет. Хотя в южной части намыва Смольный (в лице КИО) недавно, как сообщал "ДП", отказался выделять два участка АО "Терра нова", сославшись на изменившиеся нормативы градостроительного проектирования и позицию администрации района о нехватке социальных объектов. В ЛСР заявили, что их концепцией предусмотрены три школы, а также четыре отдельно стоящих и два встроенных детcких сада. Не уточнив, впрочем, кто будет заниматься их строительством. Заметим, что ППТ всего намыва предполагает строительство 10 школ и 20 садиков. Важно также, что, согласно ППТ, при строительстве северной части намыва должно быть выполнено берегоукрепление (по сути, можно сказать, продолжение русла) Смоленки.

Особые условия

Участок акватории площадью около 477 га, расположенный к западу от Васильевского острова, был передан в собственность Петербурга в 2005 году. Это было сделано решением федерального правительства. В свою очередь, город в 2006–м передал надел в аренду АО "Терра нова" "в целях комплексного освоения территории для жилого и иного строительства" сроком до 7 июня 2055 года. Это крайний срок окончания строительства. А собственно намыв территории необходимо сделать до 2026 года.
"Терра нова" не осваивает весь намыв самостоятельно, а привлекает других застройщиков. В сентябре 2020–го она сдала всю северную часть в субаренду (такой термин используют в КГА) ООО "Специализированный застройщик “ЛСР”". В холдинге "ЛСР" условия того соглашения предпочитают не комментировать: "по договорённости сторон мы не раскрываем конфиденциальные параметры сделки". В компании "Терра нова" предоставить комментарии по поводу намыва не смогли.
Мне хотелось бы получить такой заказ, и мне хотелось бы поработать с несколькими архитектурными компаниями города для создания современного района. Центр Петербурга застроен не одним архитектором, а многими. Но и архитекторы были опытными, и заказчики. В данном случае заказчик опытный. Хотя существующая часть намыва также застраивается по единому плану, вопрос в том, что это за план. Там застройщик не договорился о создании инфраструктуры, и она отстаёт.
Феликс Буянов
архитектор, совладелец ООО "АМ Б2"
Если речь идёт о миллионе квадратных метров нового строительства с жёстким ограничением высотности в рамках уже существующего проекта планировки, то было бы неправильным отдавать все кварталы в руки одного архитектурного бюро. Любая попытка создать в таких масштабах единую композицию на сотни метров вдоль набережных нового морского фасада города на базе единой стилистики или дизайн–кода рождает в итоге униформистское однообразие в русле советского массового домостроения. Авторское и эксклюзивное не может масштабироваться на несколько кварталов, в жилье премиум–класса или бизнес–плюс самодостаточным модулем является даже не квартал (урбан–блок), а каждый отдельный дом этого квартала. С учётом серьёзных ветровых нагрузок вдоль набережных Финского залива я бы лично видел тут максимально пористую застройку из отдельных башен–точек и мини–урбан–блоков разной этажности с обилием благоустроенных общественных пространств между ними, нежели ещё одну Великую Китайскую стену из сплошного фронта единообразной застройки.
Филипп Никандров
главный архитектор проектного института "Горпроект"