Укатили до весны: как изменился рынок кикшеринга в новом сезоне

Автор фото: Сергей Ермохин
Автор фото: Сергей Ермохин

С приходом настоящей зимы, в Петербурге завершается и очередной сезон кикшеринга. В этом году он выдался по-настоящему жарким. У сервисов в России выросло и количество пользователей — с 1,5 млн до 12 млн, кикшеринговые компании стали работать в 58 городах страны.

По данным исследования рынка шеринга электросамокатов от портала "Трушеринг", в этом сезоне уже совершено 55 млн поездок, при том, что год назад их было в 6,8 раз меньше. Всего через три года количество поездок, по прогнозам авторов исследования, может вырасти до 230 млн.
Интерес к этому виду транспорта растёт в геометрической прогрессии и захватывает всё больше городов страны. Можно с уверенностью сказать, что кикшеринг уже стал массовым средством передвижения. Неудивительно, что на этом фоне интерес к нему проявляют городские и федеральные власти, пытаясь зарегулировать рынок, масло в огонь подливают публикации в соцсетях. К концу этого сезона всё острее обнажаются проблемы полного отсутствия инфраструктуры, ПДД и контроля частных электросамокатов — пока же все сконцентрировались на шеринге.

От места к месту

По данным исследования, в России 80% поездок сегодня совершаются по транспортному сценарию. Жители мегаполисов часто используют самокаты как транспорт последней мили, составляя единый маршрут и экономя при этом на дороге в день в среднем до получаса своего времени. В Whoosh, например, выяснили, что пользователи их сервиса в Северной столице стали активнее: процент использования шеринговых СИМ по транспортному сценарию увеличился с 65% в прошлом году до 85% на конец этого сезона, а общее количество поездок выросло в 4,4 раза.
Аналитика построена на данных, собираемых с поездок через IoT-модуль на каждом устройстве. Whoosh делит поездки по характеру использования на транспортные и рекреационные. Поездка считается транспортной, когда она совершена по кратчайшему пути из точки А в точку Б, и её длина не превышает 3–5 км. Этот способ использования говорит о том, что пользователь взял в аренду электросамокат, чтобы добраться до пункта назначения — по делам, на работу или учёбу, а не с прогулочной или туристической целью.
"Самокаты заменяют всё больше поездок на автотранспорте на небольшие расстояния — это тренд, который продолжает расти в этом сезоне, — говорит генеральный директор и сооснователь Whoosh Дмитрий Чуйко. — Те, кто давно пользуется шерингом, или только начал, практически сразу встраивают самокат в решение рутинных транспортных задач наряду с другим городским транспортом: общественным, такси, каршерингом".
Сервисы постоянно работают над тем, чтобы пользователи в любой точке их пути могли бы арендовать электросамокат. Без большого количества парковочных мест транспортная модель не сможет работать эффективно. Для этого сервисы создают парковки примерно через каждые 200 метров. Количество парковок, например, у Whoosh в Петербурге за сезон увеличилось с 1 171 до 5 147 штук.

Проблемы и решения

Урбанисты и эксперты рынка отмечают, что без СИМ уже невозможно представить мегаполис будущего. Директор велопешеходной ассоциации "Пошли-поехали" Герман Мойжес говорит, что жители крупных городов страдают от пробок, общественный транспорт часто перегружен и не справляется с потоком пассажиров, кроме того, из-за него возникают экологические проблемы и высокая шумовая нагрузка. Частично эти проблемы можно решить с помощью безопасного использования СИМ.
Директор ассоциации операторов микромобильности России Ксения Эрдман добавляет, что современные города без СИМ могут существовать, но вряд ли в таких мегаполисах будет удобный и эффективный транспортный сценарий. Город без СИМ не будет соответствовать принципу 15-минутной доступности. Точно современный мегаполис нельзя представить без удобной и развитой инфраструктуры как велосипедной, так и для всех видов СИМ, без этого сегодня действительно сложно.
В Петербурге существует серьёзная проблема транспортной доступности спальных районов. "Жители ближайших к Северной столице городов Кудрово и Мурино каждое утро стоят в огромных очередях, чтобы попасть на маршрутку до ближайшей станции метро. В этом году часть из них пересели на электросамокаты, это помогает экономить время и не стоять в пробках, поэтому кикшеринг — это уже часть городской инфраструктуры", — говорит Мойжес. Поэтому он отмечает, что уже в следующем сезоне шеринговые компании могут сделать упор на развитии в спальных районах Петербурга, по примеру Москвы.
Такие средства индивидуальной мобильности, как и всё новое, вызывают множество вопросов и споров. Но лишь часть из них обоснованы. Да, шеринговые электросамокаты могут доставлять неудобства для пешеходов на тротуарах, парковки также могут мешать. Кроме того, в СМИ и в соцсетях часто публикуются резонансные новости о происшествиях с электросамокатами.
В отчёте Научного центра безопасности дорожного движения МВД говорится, что в первом полугодии 2021 года в целом по стране произошло 135 ДТП, в которых пострадали лица, передвигающиеся на СИМ, оснащённых электродвигателем. В данных происшествиях погибло трое, ранено 138 человек. Наибольшее количество таких ДТП произошло в Петербурге (32), Москве (26) и в Краснодарском крае (12). Напомним, что и количество пользователей сервисов в этом сезоне выросло в 8 раз. При этом в отчёте отмечается, что в 116 происшествиях СИМ принадлежали частным лицам, только в 19 случаях были шеринговые самокаты.
По официальной статистике ГИБДД и Дептранса Москвы, 92% ДТП происходят на частных самокатах, а на шеринговых — всего 8%. Таким образом, чаще всего в аварии попадают владельцы личных средств микромобильности — моноколёс, электросамокатов, электровелосипедов. Только они могут разгоняться до скорости в 100 км/ч.
"У шерингов действует ограничение по скорости 25 км/ч и 15 км/ч, все поездки идентифицированы, есть страховка для пользователя и третьего лица, сами самокаты в отличном техническом состоянии. В абсолютных цифрах самокаты попадают в аварии с такой же частотой, как трамваи или тракторы, то есть довольно редко. Кикшеринг — это цивилизованный путь развития нового вида транспорта, который зачем-то пытаются маргинализировать", — замечает Дмитрий Чуйко.
Бизнес вкладывает собственные средства в развитие инфраструктуры городов, компании вносят в чёрный список злостных нарушителей, обучают правилам движения на самокатах. Пока ещё не приняли изменения в ПДД, операторы со своей стороны стараются улучшить культуру вождения пользователей. Whoosh не так давно запустил онлайн-школу вождения электросамокатов. В сентябре в рамках международной недели мобильности в Петербурге была открыта и первая офлайн-школа. В следующем сезоне этот проект в компании расширят на все города присутствия.
Проблемы, которые возникают сегодня на рынке, необходимо регулировать не только на региональном уровне, но и на федеральном, хотя бы принять изменения в ПДД.
Герман Мойжес отмечает, что общественные ассоциации готовы помогать городским властям и выходить на улицы с рейдами, выявлять нарушителей. Он считает, что необходимо создать бот объединённых операторов, куда можно в случае чего написать и получить оперативную обратную связь. "Сервисы также могут публиковать отчётность: сколько, когда и за какие нарушения было удалено пользователей. Всё это повлияет на восприятие шеринга как самими клиентами, так и обществом в целом", — считает эксперт.
Ксения Эрдман подчёркивает, что в данной ситуации можно понять и настороженное отношение городских властей к новому типу передвижения. Главная задача администрации — сохранить безопасность всех участников дорожного движения и аккуратно интегрировать средства индивидуальной мобильности и кикшеринг в частности в городскую среду. "Это мы сейчас и наблюдаем в большинстве городов. Отсутствие понятной нормативно-правовой базы усложняет все эти процессы, поэтому городские власти не всегда понимают, как с ними быть", — говорит она.
Минтранс РФ и власти регионов готовы к открытому диалогу с бизнесом. В октябре этого года состоялась первая всероссийская конференция кикшеринг-отрасли, где были не только основатели крупных шеринг-компаний, но и представители госорганов, в том числе Минтранса РФ, Дептранса Москвы, комитета по транспорту Петербурга. Будущее кикшеринга, его место в структуре транспортной составляющей городов и его развитие уже в следующем сезоне сейчас обсуждается на всех уровнях.
Для комфорта самих пользователей и пешеходов просто необходима инфраструктура. Аварийные ситуации на дорогах происходят в том числе и из-за водителей автомобилей. В Петербурге можно начать с временной разметки для СИМ, поскольку в ближайшие годы развитие специализированной инфраструктуры в городе не предвидится. При этом количество электросамокатов как личных, так и шеринговых будет только расти и с каждый годом сразу на несколько десятков тысяч.