Искусственный интеллект уже зарабатывает миллиарды

Нейросети проникли во множество сфер повседневной жизни, в обзоре "ДП" мы собрали самые яркие факты о победоносном шествии искусственного интеллекта.

Он давно среди нас

Искусственный интеллект (ИИ) уже давно не новинка, а всевозможные нейросети основательно проникли в повседневную жизнь и продолжают своё наступление. Почти невидимое. Обычно жители даже не замечают, что ежедневно сотни раз пользуются помощью автоматических алгоритмов. Сам ИИ, в свою очередь, уже сегодня по всему миру зарабатывает миллиарды.
В обзоре "ДП" расскажем о самых ярких примерах и поговорим на языке цифр. Но для начала разберёмся в определениях. ИИ сегодня классифицируют по нескольким типам: автоматизированный, вспомогательный, расширенный и автономный. Иногда эту классификацию упрощают до трёх типов:
- ИИ общего значения (сильный);
- искусственный суперинтеллект (умнее нас);
Быстрое распространение ИИ во всех сферах жизни, кажется, человечество не пугает. По крайней мере согласно данным последнего опроса на эту тему. В 2018 году международная исследовательская компания Ipsos провела социологическое исследование, согласно которому выяснилось, что 35% респондентов доверяют ИИ, 36% — нет. Исследование проводилось в 24 странах мира, было опрошено 18 тыс. респондентов старше 18 лет. Больше всего ИИ доверяют в Китае (70%), Саудовской Аравии (64%) и Мексике (56%). Ну а не доверяют в Японии (только 13% поклонников ИИ), жители Южной Кореи (17%) и немцы (21%). В России, согласно этому исследованию, ИИ доверяют 40% населения, что выше среднестатистического показателя данных Ipsos.

Практическое применение

По прогнозам компании International Data Corporation, к 2023 году доходы в отрасли ИИ по всему миру будут составлять 98,4 млрд долларов США. Выводы экспертов института экономических исследований McKinsey Global Institute ещё смелее: к 2030 году доля доходов в сфере ИИ будет ежегодно увеличивать мировой ВВП на 1,2%.
За ближайшее десятилетие хоть одним типом ИИ будет пользоваться 70% всех предприятий на планете, а чуть меньше половины интегрируют в свои процессы все три типа.
И главная помощь человеку, считают эксперты, станет избавление от рутинной скучной работы по сбору и обработке данных. Технологическое предприятие из США Figure Eight заказало опрос среди аналитиков данных, в результате которого выяснилось, что в среднем 19% всего своего рабочего времени такие специалисты уделяют на сбор данных, 60% — на обработку данных и только мизер остаётся на реальный анализ. 57% таких респондентов признались, что обработка данных — это самая скучная часть их повседневной работы. Именно по этой причине в настоящий момент различные стартапы по всему миру разрабатывают системы автоматической обработки гигантских объёмов данных без всякого участия человека.
Невероятно, но с помощью алгоритмов можно даже предсказать судебные решения. Именно такую систему на основе ИИ совместно разработали в Пенсильванском и Шеффилдском университетах. Система с точностью в 79% предсказывает все решения в Европейском суде по правам человека. На самом деле, как страшный сон, недалеко до сюжета голливудского блокбастера "Особое мнение", где герой Тома Круза в итоге разрушил похожую систему правосудия.
А вот ещё одна сфера, где ИИ сегодня крепко закрепился. По данным компании по маркетинговым исследованиям из Великобритании Bright Local, 87% клиентов электронных магазинов перед покупками читают комментарии других пользователей к товарам.
И не все из них настоящие: часть из них пишут конкуренты с фейковых аккаунтов. ИИ научился распознавать, какие комментарии от живых людей, а где боты или подставные мнения. Всё, что не соотносится с критериями в алгоритмах, либо удаляется, либо отправляется в конец дискуссионной ветки. Именно по такой схеме сегодня, например, работает Amazon.
ИИ сегодня модерирует комментарии к The Washington Post, а Netflix и вовсе заявил, что после внедрения искусственного интеллекта компания уже сэкономила 1 млрд долларов США.

Китай вырывается в лидеры

В этой гонке тон сегодня задаёт Китай, в котором до 2030 года в сферу ИИ планируют инвестировать 150 млрд долларов США. К проектам уже подключились такие гиганты, как компании Alibaba, Baidu, Tencent и iFlytek. Суммарная ежегодная прибыль этих компаний практически равна всей этой суммы инвестиций.
ИИ в Китае уже объективная реальность. И не только в быту, но и в кажущихся экзотическими отраслях. В феврале 2019 года государственное китайское новостное агентство Xinhua трудоустроило первого в мировой истории ведущего новостей-робота. За это время искусственные ведущие уже рассказали зрителям 3,4 тыс. новостей общим хронометражем в 10 тыс. минут. В мире сейчас сразу несколько компаний одновременно активно разрабатывают похожие проекты. В том числе и в России. Например, сервис "смотри mail диктор" позволяет создать полноценный новостной выпуск в профессиональной с готовым ведущим. Нейросеть компания назвала "Маруся". Всё, что надо — вставить в поле текст, который в итоге и прочитает диктор.
Согласно опросам компании Strategy Analytics, 41% пользователей по всему миру ожидают, что внедрение ИИ в повседневность облегчит их жизнь. Искусственный интеллект проник даже в живопись. Французские специалисты создали ИИ, который проанализировал 15 тыс. картин, написанных в XIV–X. А после этого алгоритм написал нашумевший портрет Эдмонда де Белами. В 2018 году его на аукционе продали за 432 тыс. долларов США.

Короли передвижения

Но, пожалуй, одним из главных направлений, где закрепился ИИ, стал транспортный сектор. Только в авиационной отрасли на внедрение таких технологий до 2025 года намерены потратить 2,22 млрд евро.
В автомобилестроении всё совсем масштабно. В 2020 году международная организация производителей моторных транспортных средств International Organization of Motor Vehicle Manufacturers (OICA) разделила автономную езду на пять уровней и каждому присвоила определенные характеристики:
Уровень 1. Hands on. Водитель должен постоянно держать руки на рулевом колесе.
Уровень 2. Hands off. Водитель иногда может убрать руки с рулевого колеса, но должен постоянно следить за условиями вождения и быть готовым взять автомобиль под свой контроль.
Уровень 3. Eyes off. Иногда водитель может не смотреть на дорогу, но должен быть готов взять машину под свой контроль.
Уровень 4. Mind off. На протяжении всей поездки водитель может заниматься любой другой посторонней деятельностью.
Уровень 5. Driverless. Полностью автономное вождение без участия водителя.
И эти уровни 2–5 — это сегодня главная мода в автомобилестроении. ИИ внедряют буквально во все узлы.
Например, компания Bosch на основе ИИ разработала цифровой автомобильный солнцезащитный козырек. Прозрачный ЖК-экран, подключенный к камере наблюдения в кабине, определяет положение глаз водителя.
Используя интеллектуальные алгоритмы, виртуальный солнцезащитный козырек анализирует эту информацию и закрывает только ту часть лобового стекла, через которую водителя ослепляет солнце.

Но есть и хорошие новости

И всё же есть сферы, где искусственный интеллект никогда не угонится за человеком. И вот они:
- сочувствие, сострадание. Например, в медицине, робот может брать образцы и ставить диагноз, но никогда не сможет найти нужные слова, чтобы передать этот диагноз человеку;
- стратегическое и аналитическое мышление, комплексное решение проблем. Робот может отправить заказчику напоминание о неоплаченном счете. Однако стратегическое решение о том, сохранить ли важного клиента или прекратить деловые отношения с ним, скорее всего, будет принимать человек, а не робот;
- творчество, воображение. ИИ сможет рифмовать слова, но создание стихотворения или музыкального шедевра принадлежит человеку и это точно навечно;
- физическая сила человека. Трудно представить себе цирк или номер по фигурному катанию в исполнении роботов, хотя, наблюдая примеры от того же Boston Dynamics в этом пункте можно и усомниться;
- ИИ не знает и никогда не поймёт, что такое этика;
А ещё есть мораль, переживания, душа, любовь и много всего, чего искусственный интеллект познать не сможет.