В петербургском метро Wi-Fi оказался не столь популярен, как у москвичей

Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко (справа) присутствовал при запуске Wi-Fi от "МаксимаТелеком" на фиолетовой ветке метро.
Автор фото: Петр Ковалев/ТАСС
Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко (справа) присутствовал при запуске Wi-Fi от "МаксимаТелеком" на фиолетовой ветке метро.
Автор фото: Петр Ковалев/ТАСС

Московская "МаксимаТелеком", которая предоставляет Wi-Fi в тоннелях петербургского метро, пока не повторила здесь столичного успеха, ее сервисом готовы пользоваться 20% клиентов от аудитории активных пользователей смартфонов — такой вывод сделали исследователи из TelecomDaily. Как считают аналитики, москвичи упускают абонентов, так как построили сети только в тоннелях, но не охватили вестибюли, переходы и эскалаторы.

Агентство TelecomDaily предоставило dp.ru свое исследование скоростей операторов, оказывающих услуги мобильного интернет-доступа в петербургском метро. Это "большая четверка" ("МегаФон", МТС, "Билайн", Tele2) и "МаксимаТелеком", которая в течение 2017 года поэтапно запускала услуги Wi-Fi-доступа в тоннелях петербургского метро.
Ожидаемо лидером по скоростям из "четверки" стал "МегаФон". Дело в том, что компания еще в 2009-2011 годах по договоренности с администрацией города получила возможность проложить излучающий волоконно-оптический кабель прямо в тоннелях метро. Конкуренты могли размещать оборудование только на станциях и надеяться на его дальний радиус действия.
Но нельзя сказать, что скорости у "МегаФона" в тоннелях сейчас сильно выше, чем у конкурентов: во время интернет-серфинга он показал скорость 13,9 Мбит/с, МТС – 9,5 Мбит/с, Tele — 7,6 Мбит/с, Билайн — 7,1 Мбит/с. А в процессе загрузки фото- и видеоконтента в тоннелях скорости были такие: "МегаФон" — 4,7 Мбит/с, МТС — 2,8 Мбит/с, Tele2 — 2,8 Мбит/с, "Билайн" — 2,7 Мбит/с. Это средние данные замеров TelecomDaily, представители которого проехали с оборудованием по веткам метро утром, в час пик и вечером.
Что касается оператора "МаксимаТелеком", который как раз устанавливал оборудование в перегонах метро и прямо в вагонах поездов, его скорости в тоннелях — на уровне "МегаФона", то есть высокие, говорит гендиректор агентства TelecomDaily Денис Кусков. "А вот на станциях скорости низкие, много обрывов, — добавляет Кусков. — Поэтому мы решили не включать "Максиму Телеком" в общую сравнительную характеристику".
И все же в агентстве провели опрос активных пользователей смартфонов в метро о том, предпочитают ли они подключаться в подземке к Wi-Fi или оставаться с основным мобильным оператором. "Мы опросили 650 человек, из них 20% готовы подключаться к Wi-Fi, 80% пользуются сетью своего сотового оператора, — говорит Кусков. — В Москве, насколько я знаю, показатель у "МаксимаТелеком" выше. Но там тоже не сразу к этому пришли, постепенно улучшая качество. На сегодня "МаксимаТелеком" в Петербурге не имеет технической возможности предоставлять единое высокое качество связи в вагонах и на станциях, что заметно снижает ее использование".
Надо отметить, что в тоннелях постоянство сигнала сети у "МаксимаТелеком" выше, чем у представителей "большой четверки", как раз из-за особенностей технологии.
А у операторов "большой четверки" скорости на станциях гораздо лучше, чем в перегонах. Для серфинга они такие: "МегаФон" — 74,1 Мбит/с, МТС — 25,1 Мбит/с, "Билайн" — 25 Мбит/с, Tele2 — 24,1 Мбит/с. Для закачки фото- и видеоконтента на станциях: "МегаФон" — 25,8 Мбит/с, "Билайн" — 13,6 мбит/с, Tele2 — 13,1 Мбит/с, МТС — 10,6 Мбит/с.
Таким образом, делают выводы в TelecomDaily, сейчас вся "большая четверка" достаточно хороша в метро, чтобы выдержать конкуренцию с "Максима Телеком", которая к тому же транслирует рекламу абонентам перед запуском (ее можно отключить за плату). Но если москвичи улучшат покрытие сети на станциях, ситуация может измениться, уточняет Денис Кусков. "Абоненту нужно, чтобы он еще на эскалаторе вышел в сеть и серфил там до самого выхода из метро", — поясняет аналитик.
Представители компания "МаксимаТелеком" с такими выводами абсолютно не согласны.
"Наша сеть построена в тех зонах метрополитена, где потребность в сервисе наиболее высока, а именно в тоннелях, — подчеркивают в компании. — По нашим данным, скорость соединения там превышает возможности операторских сетей, тем более, что у большинства операторов в тоннелях часто нет сигнала. Наличие сети на станциях не определяет готовность абонентов пользоваться сервисом в подвижном составе. В Московском метрополитене, где проект Wi-Fi реализован четыре года назад, нет точек доступа на станциях, при этом проникновение сервиса превышает 40%. Мы уверены, что проникновение сервиса в метро Петербурга еще повысится, в том числе за счет формирования городского Wi-Fi-пространства. Наш целевой ориентир остается прежним — мы планируем, что сервисом будет пользоваться порядка 30% пассажиров метро".
Кроме того, добавляют в "МаксимаТелеком", сеть компании готова для сдачи в аренду другим операторам — так они смогут "сократить собственные затраты на оказание услуг в тоннелях в десятки раз". "Мы также реализуем различные сервисы для метрополитена в рамках соглашения об "умном транспорте", — отмечают в столичной компании.
В МТС посчитали исследование TelecomDaily нерелевантным. "Данные замеров по сети МТС там занижены в разы, — утверждают в компании. — Мы самостоятельно на постоянной основе мониторим работу своей сети как на улицах города, так и в метро, в том числе с использованием методики Минкомсвязи, и результаты этих тестирований показывают стабильно гораздо высокие показатели".
Исследования TelecomDaily, так же как и любые другие измерения скоростей "в полях", и ранее не раз подвергались критике со стороны операторов.