Почему картины стоят $450 млн

На прошлой неделе на аукционе Christie's в Нью-Йорке был установлен новый рекорд — картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира» ушла за $450,3 млн, став самым дорогим предметом искусства, проданным с аукциона, пишет Forbes.

Эльдияр Муратов, президент Singapore Castle Family Office:
Картина «Спаситель мира», заказчиком которой обычно называют короля Франции Людовика XII, ушла с молотка после 20-минутной напряженной борьбы между тремя претендентами, за $400 млн ($450,312,500 с комиссионными) под бурные аплодисменты зала. Чтобы разобраться в причине столь, казалось бы, эмоциональной покупки, необходимо понять творчество Леонардо, то, какую ценность несет за собой картина «Спаситель мира», и перспективы ее как инвестиционного актива, ведь те, кто разбирается в арт-банкинге, делают свой выбор, основываясь именно на этих фактах.
Так, после торгов, Джейсон Фараго из The New York Times охарактеризовал «Спасителя мира» как довольно заурядное для Высокого Возрождения произведение, не открывающее новых художественных горизонтов. Кроме того, плачевное состояние оригинального красочного слоя повлияло на стартовую цену лота, составив всего $100 млн. Но сопроводительная гарантия, 500-летняя история произведения, сила автора, ограниченность предложения, правильно выстроенная маркетинговая стратегия в преддверии торгов – все это накалило интерес арт-инвесторов, и спрос взлетел до небывалых за всю историю цифр.
Всего существует порядка 20 картин, авторство которых приписывается Леонардо да Винчи. Каждая из них – штучный товар, пользующийся безмерным уважением и почитанием. Произведение «Спаситель мира» считалось утерянным долгое время, но в 2007 году реставратор Дайэнн Дуайен Модестини, сняв первый слой краски с холста, обнаружила нынешний оригинал. В 2011 году подлинность картины была доказана, и в 2013 году Дмитрий Рыболовлев покупает картину за $127,5  млн, в то время как его предшественник приобрел ее за $80  млн, что в 2015 году стало одним из поводов разразившегося скандала в Монако между Рыболовлевым и Бувье. Чтобы компенсировать убытки, семейство Рыболовлевых выставляет лот на продажу. К слову, в 1958 году неизвестный коллекционер приобрел полотно со «Спасителем» на аукционе всего за 45 фунтов стерлингов, что сегодня эквивалентно 1 тыс. фунтов.
Осенью 2017 года аукционный дом Christi’s красиво преподнес «Спасителя мира» как последнее произведение Леонардо да Винчи, принадлежавшее частному владельцу. Совместные «рекламные» ролики со звездами Голливуда и шикарный предпоказ в Нью-Йорке спровоцировали безмерный интерес в нужных кругах, и, как результат битвы эмоциональных титанов, лот был переоценен в 4,5 раза. Мы видим, как весь мир сделал шаг вперед и сменил парадигму понимания ценности. Это сравнимо с самым дорогим трансфером футболиста Неймара летом 2017 года за рекордные 222 млн евро в ПСЖ. Никто раньше и представить не мог, что такое возможно, но отчаянное желание получить желаемое любой ценой заставляет рынок изменить свое понимание ценности. Постепенно приспосабливаясь к таким мерам исчисления, мы, скорее всего, сможем увидеть что-то похожее в арт-индустрии в ближайшее время – с постоянно нарастающей динамикой.
Авторские колонки и комментарии читайте в разделе " Блоги "ДП".