Объединение ВТБ и ВТБ24. Риски и выгоды

Недавно объявленное и многократно упоминаемое в различных источниках объединение банков ВТБ и ВТБ24 хорошо укладывается в существующий тренд на укрупнение игроков банковского сектора.

Константин Зусманович, генеральный директор Financial Mechanics Ltd:
Речь идет о двух банках, занимающих (на 1 октября 2017 года) вторую и четвертую строчки в рейтинге по активам — т. е. о двух крупнейших банках страны. Не следует также забывать и о том, что основным акционером ВТБ24 является ПАО "Банк ВТБ" (почти 99% акций). 85,5% акций которого, в свою очередь, принадлежат государству.
Однако давайте попробуем абстрагироваться от трендов и скрытых мотивов и посмотреть на ситуацию с точки зрения сухих цифр, открытых любому внешнему пользователю. Зададимся парой простых вопросов: как себя чувствуют оба банка (к примеру, за последние 1,5 года), а также — возможна ли (и какая) синергия при таком объединении.
ВТБ24: согласно поквартальной отчетности за последние полтора года, банк в целом чувствует себя достаточно хорошо:
— Растет кредитный портфель, в котором имеется явный перевес в сторону кредитов физическим лицам (45-47% от всех активов банка против ~5%, приходящихся на корпоративных клиентов).
— Кредитный портфель финансируется сбалансированно: с точки зрения источников распределение между вкладами физлиц и юрлиц близко к упомянутому выше.
— Показатели достаточности капитала также в целом показывают положительную динамику.
— Прибыль банка растет как за все последние годы (если не считать единственной просадки по итогам 2015 года), так и за прошедшие 3 квартала 2017 года.
ВТБ — банк, не нуждающийся в представлении широкой публике. По размеру активов он более чем в 2 раза превосходит ВТБ24 и также находится в относительно хорошем положении, по крайней мере с точки зрения доступной внешнему пользователю финансовой отчетности:
— Стабильный размер как активов в целом, так и их доходной составляющей.
— Прибыль, заметно растущая за 2015-2016 и 2017 (9 месяцев) годы.
— Хорошие показатели достаточности капитала и прочих нормативов ЦБ.
При этом сравнение двух банков дает достаточно четкое представление и об их различиях.
Прежде всего в структуре бизнеса по сегментам:
1. Банки имеют диаметрально противоположные пропорции по распределению доходных активов между розничным и корпоративным бизнесом: у ВТБ24 на кредиты физлиц приходится чуть менее 50% активов, а на кредиты корпоративным клиентам — около 5%. У ВТБ — чуть более 2% на "физиков" и около 50% — на корпоративный сегмент.
2. Похожее распределение наблюдается и в источниках финансирования, то есть ВТБ24 — ярко выраженный розничный банк, а ВТБ — столь же сильно сконцентрирован на корпоративном сегменте.
Есть отличия и по эффективности работы:
1. У ВТБ24 на доходные активы приходится лишь чуть меньше 90% — это весьма высокий показатель, а у ВТБ — около 75%, что также хорошо, но заметно меньше.
2. Размер доходных активов ВТБ на 1 октября 2017 года превосходит аналогичный показатель ВТБ24 в 2,3 раза… но, к примеру, размер чистого процентного дохода у двух банков по итогам трех кварталов 2017 года уже почти одинаковый.
Таким образом, мы видим два и без того очень тесно связанных друг с другом банка, основным владельцем которых (прямо или косвенно) является государство, имеющих даже весьма похожие названия… и противоположную, но дополняющую друг друга специализацию — один розничный, а другой — корпоративный.
С точки зрения вреда (или пользы) для здоровой конкуренции в банковском секторе их объединение, с одной стороны, выглядит угрожающе, а с другой — не приведет (по крайней мере немедленно) к радикальному изменению конкурентной среды ни в розничном, ни в корпоративном сегменте, ведь каждый из банков может лишь немного добавить к весу другого на соответствующем рынке.
При их объединении вроде бы должен получиться огромный универсальный банк, который, с одной стороны, сможет оказывать максимально полный спектр услуг корпоративным клиентам (не упуская из виду и их сотрудников), а с другой — не отпугнет розничных, поскольку и название изменится несильно, да и сам банк станет только крупнее, и — скорее всего — еще устойчивее.
Условия для синергетического эффекта имеются. Удастся ли их реализовать? Вполне возможно, но это, как всегда, зависит от ряда факторов, которые очень сложно оценивать, находясь вне процесса объединения и его подготовки. Осторожно замечу, что история крупных слияний показывает: в полной мере запланированная синергия достигается достаточно редко, гораздо чаще на практике присутствует обратный эффект.
К рискам, которые могут усложнить процесс, я бы в первую очередь отнес:
1. Масштаб объединения — чем крупнее два сливающихся в единое целое бизнеса, тем труднее им гармонично интегрироваться друг с другом. Здесь очень большую роль играют, в том числе, сильно недооцениваемые на этапе принятия высшим руководством и акционерами решения о слиянии "технические мелочи" вроде IT-инфраструктуры и организации процессов — как ключевых, так и вроде бы второстепенных, обеспечивающих.
2. Различие культуры и подходов к управлению в розничном и корпоративном банках, неизбежно складывающихся в силу специфики ведения бизнеса. Порой это может породить достаточно сильный внутренний конфликт и привести к нежелательным последствиям — мне довелось наблюдать ряд показательных случаев, когда попадающий в ведение энергичного и успешного руководителя из розничного бизнеса корпоративный блок (и наоборот) показывал весьма посредственные результаты. В значительной степени — из-за шаблонного использования "лучших практик", привычных для другого сегмента.
В этой связи переход руководителей ВТБ24 в санируемый "ФК Открытие" вызывает дополнительную настороженность — ведь переходят как раз руководители, отвечающие за розницу, малый бизнес, риски и технологии. И хотя переход одних только высших руководителей с точки зрения объединяемых структур вполне объясним и не слишком рискован для самого процесса объединения — необходимо помнить, что он может повлечь за собой также и миграцию руководителей среднего звена и ключевых экспертов, роль которых при объединении двух таких структур как раз чрезвычайно важна.
Впрочем, будем надеяться на лучший сценарий, тем более что хорошие предпосылки для него имеются, а в ВТБ работает сильная команда, в том числе — отвечающая за выстраивание и оптимизацию процессов банка.