Второй шанс для автолавок

Минпромторг подготовил поправки в закон о торговле, который сводит на нет усилия чиновников Смольного по организации мобильных магазинов. В будущем можно купить автолавку и поставить ее везде, где не запрещено.

Минпромторг подготовил поправки в закон о торговле, согласно которым компании, реализующие продукцию с транспортных средств, смогут открывать новые торговые точки. Денис Пак, директор департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребительского рынка Минпромторга, сообщил на московской продуктовой выставке, что министерство рассчитывает на прирост 50–70 тыс. новых автолавок в 2017 году.

Путь через ГИБДД

Владельцы автолавок должны будут получить сертификат на соответствие транспортного средства техническим характеристикам, прописанным в поправках. Например, машины должны быть российского производства с двигателями евростандарта или специальным катализатором, уменьшающим выбросы в атмосферу. Главное, автолавка должна быть зарегистрирована в ГИБДД в качестве средства розничной торговли. Предполагается, что стоять, согласно законопроекту, они смогут везде, где не запрещена парковка. "ДП" уже писал в октябре 2015 года о том, что такие правила для этого рынка предположительно появятся, но, видимо, выборы в Госдуму отодвинули внесение этого законопроекта как не первоочередного. Тем не менее, как считают источники "ДП", после выборов принятие этого закона может произойти очень быстро.
В Петербурге 2015 год был отмечен скандалом на рынке автолавок: места распределяли без конкурса, в порядке живой очереди. Победителем оказалась никому неизвестная компания "Танита Фиш", занявшая 55 из 163 мест. Однако ее автолавок, активно работающих, в таком массовом порядке так никто и не увидел. Тем временем в городе много компаний, не получивших желанных мест под мобильную торговлю, среди них "Буше", "Месье Патиссье", "Ленрегионпродукт" и другие.
Новые поправки должны частично решить эту проблему, поскольку пройти сертификацию сможет любой желающий. Однако участники рынка отмечают, что ситуация не сильно изменится, поскольку следить за всеми местами в городе, где разрешена парковка, будет очень сложно.

Места под солнцем

Сейчас места под торговлю с автолавок по–прежнему распределяет комитет имущественных отношений (КИО). Как рассказал "ДП" Александр Герман, заместитель председателя КИО, в городе сейчас работает 286 автолавок и комитет постоянно принимает заявки на новые. Как будет развиваться ситуация с передвижной торговлей после принятия закона, Александр Герман предсказать не решается, но уверен, что Москва, Петербург и другие крупные российские города будут работать по этому закону с некоторыми оговорками.
"Москва против этого закона, — отмечает Александр Герман, — там и сейчас нет ни одной автолавки". Юрий Хононов, владелец бренда "Месье Патиссье", говорит о том, что пока непонятно, как будет регулироваться торговля, поскольку места, согласно законопроекту, не закрепляются за определенной компанией.
"Сегодня на этом месте может стоять одна автолавка, а завтра его займет другая. И, вероятно, каждый субъект торговли должен будет разработать для себя механизм упорядочивания этого хаоса".
Предпринимателей волнует также то, как будет регулироваться ситуация с теми, кто занимает вполне законные места, отведенные КИО. "Если на их место вдруг приедет другая автолавка и начнет торговать, что им делать? Милицию вызывать?" — спрашивает Павел Краев, владелец сети автолавок "Каскад". И добавляет, что сам не будет вкладываться в новые машины. "Сейчас уменьшили на 30% дотации на приобретение российских автомобилей и надо срочно поднимать их продажи".
При губернаторе Валентине Матвиенко автолавки действительно располагались там, где это не было специально запрещено, автолавок в городе работало около 1 тыс., затем федеральный закон отменил эту вольницу.
Многое в законопроекте нуждается в разъяснении: например, будет ли вводиться новая категория транспорта в ГИБДД специально для торговли? И надо ли будет платить налог, если купишь сертификат? Я думаю, что малый бизнес, к сожалению, все равно останется не у дел. Найдутся два–три человека, которые купят машин триста и займут все точки в городе. Вот если бы сделали сертификацию только для производителей продуктов питания, это была бы огромная помощь малому бизнесу. Половина наших фермеров сразу взяли бы машины и начали торговать. А так мы поможем разве что нашему автопрому. И пора перестать помогать перекупщикам, они и так заняли в городе все углы, дайте возможность заработать производителям.
Павел Краев
владелец сети автолавок "Каскад"