Стандарт будущего

"ДП" провел круглый стол на тему профстандартов, введенных в России с 1 июля. Специальными гостями встречи стали глава комитета по труду Ленобласти Алексей Брицун и член Нацсовета по профессиональным квалификациям Павел Черных.

С1 июля в России вступили в силу поправки в Трудовой кодекс, которые касаются внедрения и использования профессиональных стандартов (ПС) в российских компаниях. Когда начнутся проверки работодателей, как работникам подтверждать свою квалификацию, какие коллизии в образовании могут возникнуть с внедрением ПС, как новшества повлияют на рынок труда — эти вопросы стали основными на встрече за круглым столом.
История появления профстандартов такова. До недавнего времени основными документами, на которые ориентировались работодатели по характеристике и требованиям к должностям рабочих, специалистов, служащих и руководителей, были Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и Единый тарифно–квалификационный справочник работ и профессий рабочих. Некоторые положения в них датируются концом 1980–х годов. То, что они морально устарели, очевидно. Собственно, разрыв между тем образованием, которое получают в вузах, колледжах и техникумах, и требованиями бизнеса к работникам тоже отчасти произошел потому, что система образования ориентируется на старые требования. Впервые идея введения новых профстандартов возникла в 1997 г. (постановление правительства № 222): "С целью усиления механизмов государственного воздействия на структуру и качество кадров предполагается введение государственных профстандартов". В 2008 г. уже говорится о разработке системы профстандартов (Концепция долгосрочного социально–экономического развития РФ до 2020 г.), а в 2012 г. появился указ президента о проекте федерального закона. Тогда же ФЗ № 236 от 03.12.2012 закрепляет в Трудовом кодексе (ТК) термины "профессиональный стандарт" и "квалификация работника". Минтруд начинает разработку стандартов. Сегодня утверждено более 800 ПС, информация о которых есть на сайте министерства. Более того, есть перечень перспективных профессий (их около 1600), для которых тоже будут разработаны ПС. Оценивать соответствие квалификации работника профстандартам доверят независимым центрам оценки квалификации (ЦОК), закон о которых (ФЗ–238) вступает в силу с 1 января 2017 г. Для координации разработки и внедрения системы квалификаций в 2014 г. был создан Национальный совет по профессиональным квалификациям (НСПК) при президенте РФ. В него вошли руководители объединений работодателей, отраслевых и профессиональных сообществ (РСПП, ТПП, профсоюзы всех видов и уровней, профессиональные ассоциации, федерации и пр.), представители Минобразования, Минтруда, администрации президента. При НСПК сформированы советы по профессиональным квалификациям, в ведении которых находятся вопросы независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности.
Первоначально планировалось сделать ПС обязательными в первую очередь для государственных и муниципальных организаций. Но в июне 2016 г. появилось постановление № 584, давшее госкомпаниям (или с участием государства) рассрочку внедрения ПС до 31 декабря 2019 г. Для остальных работодателей ПС обязательны с 1 июля 2016 г. За неисполнение закона о профстандартах работодателей могут оштрафовать: на 50–100 тыс. рублей — компанию, на 10–20 тыс. — должностное лицо этой компании. Причем за каждое обнаруженное нарушение.
Сверив штатное расписание с профстандартами, мы выяснили, что только для 11 из 68 должностей, которые есть у нас в компании, существуют ПС. В новой редакции ТК, в которой определен порядок применения ПС и требования к названиям должностей, в частности, говорится, что если ТК или иными нормативными правовыми актами установлены требования к квалификации или в профессии применяются льготы, компенсации, либо существуют определенные ограничения, то только в этом случае ПС являются обязательными к применению и названия должностей должны соответствовать ПС. Во всех остальных случаях ПС носят рекомендательный характер. Но выясняется, что для коммерческих компаний ПС с 1 июля в любом случае обязательны. Как нам это увязать?
Сверяя штатное расписание, надо смотреть еще и трудовые функции, потому что не все названия ПС как таковые совпадают с теми, которые либо вы сами придумали, либо используете из Единого квалификационного справочника должностей. Должностные инструкции тоже нужно верифицировать. Если вы не нашли себя ни там, ни здесь, то руководствуйтесь прежними, иными нормативными документами. И отслеживайте появление новых. На сайте Минтруда есть перечень профессий, которые стоят в плане по разработке ПС. А можете не только отслеживать, но и поучаствовать в их разработке.
Что касается ссылки на "иные" документы, то в ряде разъяснений Минтруда говорится, что под этим подразумеваются документы, касающиеся специальных видов деятельности. Речь идет о тех организациях, у кого есть особый статус и, соответственно, свои требования к допуску к профессиям, например о ФСБ, службе разведки и пр.
Для многих компаний появление ПС оказалось сюрпризом, так обычно в наши края неожиданно приходит зима. Все дотянули до 1 июля, ничего не делая, а потом стали задавать друг другу вопросы, в том числе: когда нас начнут проверять? Еще со времен работы главным трудовым инспектором ЛО я тесно общаюсь с Государственной инспекцией труда и спрашиваю их: что собираетесь делать? Они говорят, что команды проверять не поступало, пока ждем, но когда–нибудь она поступит. Я думаю, что пока инспектор, даже имея право предъявить претензии, не может наказать за несоответствие работников ПС. Потому что завтра же он может получить судебное решение, которое отменит его предписание из–за того, что не везде есть экзаменационные центры, куда можно отправить работника на оценку. Но у работодателей, пока их работники не прошли процедуру оценки, должен быть план по внедрению ПС с указанием сроков и средств на эти мероприятия. Этот документ может устроить инспектора, чтобы не выписывать штраф. Во всяком случае, я так себе это вижу. Более того, есть поручение президента вести себя с малым бизнесом аккуратно. ЛО постоянно повышает свою инвестиционную привлекательность, а потому перегибать палку с проверками нет смысла, иначе ничего не повысить.
Я представляю коммуникационную сферу. Не знаю, как в других отраслях, но в нашей значительную роль в процессе создания профстандартов играла сама отрасль, а именно наши отраслевые ассоциации — АКАР, РАСО, АКОС. Нам легче по этим ПС жить, потому что мы сами их разрабатывали. Их плюс для нас в том, что очень часто в клиентских заказах (будь то госкомпания или крупная частная корпорация) в квалификационных требованиях содержится значительное количество ПС. Мы просто не сможем без них войти ни в один тендер, если наши специалисты не будут соответствовать тем или иными профессиональным требованиям. Еще один момент, говорящий о том, что ПС важны для бизнеса, — отраслевое рейтингование. В национальных рейтингах, кроме всего прочего, содержатся требования к квалификации персонала. Мы давно входим в топ–3 Национального рейтинга коммуникационных компаний, в том числе благодаря тому, что наши сотрудники соответствуют ПС. Так что лично меня ПС не пугают.
Чтобы быть допущенным к работе по своей профессии в соответствующей должности (иными словами, соответствовать ПС), у работника должна быть подтвержденная квалификация. В каждом профстандарте предполагается максимум девять квалификационных уровней (вместо используемых сегодня в некоторых профессиях разрядов). Когда в НСПК думали, как оценивать квалификацию, рассматривали практику разных стран. В разработанной системе квалификаций присутствуют элементы лучших практик из Великобритании, Финляндии, Южной Кореи. Оценивать квалификацию будут ЦОК, которые по отдельным профессиям уже есть в каждом регионе. Процедура подтверждения квалификации состоит из трех этапов (допуск, теория и практика), в том числе подразумевается практический экзамен.
Другое дело, что сейчас сложно провести оценку квалификации, потому что ЦОК не обеспечены всеми инструментами, предусмотренными нормативными документами. Например, не создан электронный реестр. Это важно, потому что не сертификат о квалификации будет важен как бумажка, а цифровой код, внесенный в реестр и доступный на сайте Минтруда России, в котором зашифрован регионы, СПК, эксперт и прочие данные оценки.
Для ЦОК есть важное требование — ими не могут быть образовательные учреждения.
Дело в том, что с внедрением ПС все документы от образовательных организаций (например, дипломы) не считаются подтверждающими квалификацию. Полученный диплом сегодня является только основанием к допуску сдачи экзамена на оценку квалификации. А допуском к работе теперь является свидетельство об оценке квалификации.
В ПС с 1–го по 3–й квалификационный уровень дипломы вообще не нужны, человек сдает экзамен на квалификацию и может работать. 4–й и 5–й уровень требует наличия среднего технического образования и стажа от 1 года до 2 лет, для получения 6–го уровня квалификации необходимо высшее образование на уровне бакалавриата, 7–го — магистратура либо ученая степень. При этом сдавать квалификационный экзамен, если у человека высшее образование не по профилю, не разрешается. И в этом большая проблема. И это уже сказывается, потому что в нашей стране были 1990–е гг., когда люди, имея одно образование, были вынуждены переходить в другую сферу деятельности. Многие добились там успеха, но профильного образования у них нет. А значит, придется идти учиться.
В нашей отрасли ситуация с образованием особая. Отрасли всего 25 лет. Те люди, кто ее формировал (а сейчас это руководители компаний), собственно, и создавали образовательные стандарты профессии все эти годы, но сами этого профильного образования часто не имеют. Если такой человек придет учиться, а, видимо, это предполагается, чтобы подтвердить высокий квалификационный уровень, то кто его, человека с 25–летним стажем, будет учить? Те, у кого такого стажа в профессии быть не может, потому что профессия появилась позже, чем отрасль? У меня создается впечатление, что в таком случае вся эта история может обернуться профанацией по сути хорошей идеи с ПС.
У бизнеса должна быть активная позиция. Если что–то тревожит в этой истории, есть путь — вступаешь в активные отношения с национальной системой квалификаций. Но о влиянии ПС на образовательные учреждения могу сказать, что они способствуют развитию конкуренции. Вузы и ссузы стремятся выстраивать свои программы так, чтобы выпускники с их дипломами могли беспроблемно пройти оценку квалификации. Впрочем, есть нюансы. Если ребенок идет в колледж после 9–го класса, то после обучения у него помимо диплома есть еще и трудовой стаж, который подтвержден практикой. А это значит, что он может претендовать на сдачу экзамена 5–го квалификационного уровня. А вот если он пошел в колледж после 11–го класса, у него кроме диплома о среднем профобразовании нет ничего, и максимум, на который он может претендовать, — это 3–й уровень. И то же с вузами. С дипломом без опыта они по окончании бакалавриата могут претендовать на все тот же 3–й уровень.
Конкуренция между вузами — это замечательно. Но не случится ли так, как с некоторыми системами оценки при помощи тестов? Вузы, ссузы будут готовить исключительно к сдаче тестов на экзамене по оценке квалификации. Многие эксперты говорят, и я сам вижу, когда к нам приходят выпускники, что в тех образовательных учреждениях, где есть тестовая система, резко падает уровень знаний и навыков специалистов. Выпускники уровня "ноль" для бизнеса.
Если уже сейчас, как вы говорите, ноль, то хуже не будет. Экзамен предполагает практическую часть, вес которой в общей оценке довольно большой, а значит, получится хоть что–то больше ноля.
В связи с вступлением в силу профстандартов в областной торгово–промышленной палате назрела необходимость создания ЦОК. Мы столкнулись с тем, что для предпринимателей самый насущный сегодня вопрос — вопрос цены экзамена. Платить за него будет заинтересованное лицо: то есть либо работодатель (причем, пока сотрудник проходит его с отрывом от работы, нужно будет сохранять за ним должность и среднюю зарплату), либо сам работник (и тогда затраты лягут на него). Стоимость экзамена устанавливается на государственном уровне. По предварительным оценкам, речь может идти о 9800 рублей.
Мы с коллегами из Петербурга вместе работаем над тем, чтобы действовать в едином русле популяризации профстандартов для работодателей и работников. Для этой цели на координационном совете Петербурга и Ленобласти мы решили создать Агентство по развитию человеческого капитала. Силы, чтобы разъяснять бизнесу, как действовать с ПС, оказывать в этом помощь обычным работникам, у нас есть.
Сегодня рано говорить о влиянии ПС на рынок труда, но можно прогнозировать. Во–первых, мы сможем понять, кто на рынке образования выпускает брак. И в этом вижу серьезную помощь Ленобласти, потому что мы тратим большие деньги из бюджета на переобучение людей, которые отучились, но на рынке труда региона не востребованы. Во–вторых, возникнет другой уровень профориентации, потому что система ПС предполагает личную ответственность при выборе профессии. Недавно губернатор ЛО поддержал нашу инициативу, чтобы до 2018 г. охватить всех школьников области профориентационной работой за счет бюджета. Благодаря этой работе впоследствии мы сможем сэкономить деньги на переобучении. И наконец, мы получим более цивилизованный рынок труда. Жаль, что нельзя все это сделать по щелчку пальцев: раз — и готово. Придется поработать, и не 2–3 года, как хотелось бы думать. Будем реалистами, через 3 года система отлажена еще не будет. Я так говорю, потому что другим странам, где есть система квалификаций, на это понадобились годы, если не века.