Покупатели будут получать счета в ходе онлайн–консультирования

Автор фото: Коммерсант

IT–разработчики предлагают онлайн–ретейлерам брать клиентов горяченькими: выставлять им счета в ходе онлайн–консультирования, общения в Skype, рассматривания страниц в соцсетях или фото в Instagram.

Компания–разработчик JivoSite, которая продает онлайн–консультанты для сайтов, вместе с платежным сервисом "Яндекс.Касса" запустили, как утверждают, первый в России инструмент для оплаты клиентских счетов в чате на сайте магазина. Тот же сервис может использоваться для оплаты товаров на страницах магазинов в соцсетях "ВКонтакте", Facebook и в мессенджере Telegram.
Выглядит это так: клиент заходит на страницу магазина, общается с консультантом, определяется с выбором и тут же получает ссылку на оплату товара — банковской картой или электронными деньгами.
Платежи проводятся через запущенную этой весной технологию "Яндекса" "Умный платеж", к которой подключены около 2 тыс. онлайн–магазинов.
Чаты JivoSite, по данным разработчика, используют более 145 тыс. сайтов, в том числе "Партия еды", Tikkurila, "Связной", Crocs, "Декатлон", "Снежная королева", Paolo Conte. В компании рассчитывают, что новым инструментом вскоре будут пользоваться все сервисы e–commerce.
"Онлайн–консультации помогают магазину увеличить количество клиентов, а сопровождение человека в чате до момента платежа сокращает число брошенных корзин, — убежден глава JivoSite Тимур Валишев. — По нашим оценкам, интернет–магазин, подключивший прием оплаты через чат, сможет увеличить количество оплаченных заказов минимум на 10%".

Плати как хочешь, только плати

Предложение от JivoSite стало еще одним инструментом для упрощенной оплаты покупок, который появился на фоне роста онлайн–продаж. За последний год банки и платежные системы запустили несколько подобных сервисов. Так, платежный провайдер Assist заявляет о 20%–ном росте ARPU (средняя выручка на одного пользователя) от использования собственного сервиса One Click. Инструмент позволяет оплачивать товары и услуги без ввода полных данных банковской карты, если они уже ранее указывались плательщиком.
Платежный сервис "Яндекс.Кассы" предлагает интернет–магазинам выставлять счета не только через чат, но и с помощью электронной почты или sms.
В сентябре 2015 года Сбербанк и Mail.ru Group запустили сервис оплаты товаров в интернет–магазинах с помощью карт, привязанных к профилям во "ВКонтакте" и в "Одноклассниках".
Примеру последовал Альфа–Банк , в марте 2016–го запустивший в пяти городах сервис "Интернет–эквайринг Лайт". Он позволяет ретейлерам организовать оплату своих товаров и услуг по банковским картам на любой площадке, где покупатели делают заказ. "Это готовая платформа, которую можно использовать на сайте, в Skype или в Instagram, можно интегрировать ее в свой чат–бот, CMS (система управления контентом. — Ред.) или на первую линию поддержки на сайте", — уточняют в Альфа–Банке.

Заказы–рекордсмены

Первые месяцы 2016 года стали одними из лучших в истории онлайн–продаж в РФ по среднесуточному количеству заказов, отмечается в исследовании Data Insight. Рост количества заказов за 2 года — I квартал 2016–го к докризисному I кварталу 2014 года — составил 33%. При этом I квартал текущего года к аналогичному периоду прошлого года показал рост 22% в количестве заказов и 27% в деньгах (рубли).
В 2015 году в Рунете было зарегистрировано 160 млн заказов на 650 млрд рублей, средний чек составил чуть больше 4 тыс. рублей. За год было открыто более 450 тыс. интернет–магазинов, 97% которых — небольшие, с количеством заказов до 15 в сутки. Все это, конечно, связано и с тягостным положением в офлайн–торговле.
Основатель стартапа Clicktex (сервис для быстрой связи с владельцами сайтов) Павел Манович считает, что эффект от внедрения новых инструментов будет, скорее всего, косвенный: "Инструмент немножко добавит удобств, а значит, повысит процент возврата клиентов, что выльется в дополнительную прибыль. Если же это сайт, где процент возврата априори не может быть высоким (например, продаются товары, которые не так часто востребованы), то, внедряя оплату в чате, можно рассчитывать на импульсивные, эмоциональные покупки".
"Технология новая и интересная, но ее успешность зависит в первую очередь от того, насколько широкой будет аудитория, готовая покупать через чаты, — добавляет Иван Кулик, директор по маркетингу "220 Вольт". — Например, наши покупатели консервативны. Мы давно реализовали возможность задать вопрос через чат, однако активность там не очень высока — покупатели не склонны обсуждать технические характеристики товара в переписке".
Подобный инструмент, позволяющий направлять ссылку для онлайн–оплаты, уже распространен в мире и удобен в некоторых бизнес–моделях, например в гостиничном и арендном бизнесе. Несомненно, такой способ оплаты будет успешно развиваться и в России. Вместе с тем продажа товаров через соцсети сейчас непрозрачна. Непонятно, к кому необходимо обращаться в случае получения некачественного товара. В этой связи количество мошеннических действий может увеличиться, и до конца неясно, кто будет нести ответственность за это перед потребителем. Появляется все большее количество безответственных продавцов.
Артем Соколов
исполнительный директор АКИТ (Ассоциация компаний интернет–торговли)
Самое главное, самое интересное явление, которое наблюдается сейчас в платежных сервисах, — это кардинальное упрощение способов оплаты. Чем меньше действий необходимо совершить пользователю для оплаты, чем меньше полей ему нужно заполнить, чем меньше данных ему нужно помнить, тем легче он расстается со своими деньгами. Мы отлично это видим на сайтах Amazon и Aliexpress. Дальше всего в этом направлении продвинулся PayPal. Я очень рад, что "Яндекс" делает новые нестандартные шаги, для того чтобы улучшить жизнь пользователей и увеличить доходы магазинов и сервисов.
Федор Вирин
сооснователь аналитического агентства Data Insigh