Игровая прочность

Развлекательные центры для детей появляются с завидной регулярностью: активити–парки, экзотические зоопарки, интеллектуальные квесты и интерактивные музеи. Родителям непросто выбрать, куда отвести ребенка.

Российский рынок детских развлекательных услуг развивается динамично, показывая ежегодный рост в 20%. В Петербурге сейчас несколько десятков детских развлекательных центров: от небольших заведений до настоящих развлекательных городов, огромных комплексов, сочетающих в себе большое количество аттракционов.
"Большинство из них спортивной направленности, — отмечает заместитель генерального директора сети спортивно–развлекательных клубов JUMP Евгения Машкова, — но так же популярно набирает обороты и направление "игровое обучение", или edutainment, когда образование детей происходит в игровой, развлекательной форме". Оценить объем рынка сложно в силу разрозненности развлекательных центров. По оценке отдела маркетинга JUMP, в 2015 году он составил несколько миллиардов рублей и, несмотря на экономическую ситуацию, показал рост за счет открытия нескольких крупных центров в ТРК города.

Чего–то не хватает

Среди тенденций последнего времени генеральный директор ООО "Кидбург" Максимилиан Пивоваров отмечает открытие активити–парков, батутных и веревочных центров, квестов, научных развлечений. При этом число классических парков аттракционов, которые доминировали в начале 2000–х годов, сокращается. "Парки аттракционов требуют периодического обновления материально–технической базы, а это серьезные инвестиции с продолжительным сроком амортизации, — рассказывает Максимилиан Пивоваров, — а в текущей экономической ситуации вкладывать средства в приобретение нового оборудования без гарантии, что оно будет востребовано, нелогично".
Развитие рынка детских развлечений в Петербурге идет весьма активно. "Вход новых игроков достаточно свободен, но уже идет рост конкуренции за потребителя", — отмечает представитель сети семейных парков Joki–Joya Валерия Трубинская.
Дефицит предложений по интересному и разнообразному детскому досугу все еще есть, считают участники рынка. "Особенно не хватает развлекательных центров крупного формата, рассчитанных на совместное времяпрепровождение родителей с детьми, а также предложений для подростков старше 12 лет", — считает руководитель направления "Парки активного отдыха" FORTGROUP Дмитрий Чернышев.
Рынок детских развлекательных центров насыщен фрагментарно, говорит Евгения Машкова. Так, есть административные районы, которые уже перенасыщены детскими центрами, а есть, например, юго–запад города или некоторые северные районы, в которых нет ни одного крупного комплекса, где можно провести досуг с детьми.
По мнению Максимилиана Пивоварова, в городе не хватает и полноценных интерактивных научных музеев для всей семьи, которые по масштабам были бы на уровне музеев вроде Кунсткамеры или Музея железнодорожного транспорта. В них представлены интересные экспонаты, но нет интерактивных зон. "Существует неудовлетворенный спрос на проекты, в которых развлечение удачно сочетается с получением новых знаний. Именно поэтому в начале года мы открыли второй музей занимательной науки "ЛабиринтУм" на юге Санкт–Петербурга"

Прыгать или думать

Проанализировав то, что предлагают развлекательные центры города, можно констатировать: популярен и активный, и развивающий досуг — все зависит от возраста детей и концепции развлекательного центра.
"Идеально, когда обе эти составляющие присутствуют — тогда есть больше возможностей для "маркетинговых маневров" и разнообразия отдыха", — говорит Дмитрий Чернышев.
"Детям в нашу эпоху мерцающих экранов как никогда нужно сохранять физическое и моральное здоровье, а для этого нужно побегать и покричать", — комментирует Валерия Трубинская, — родители соглашаются с этим фактом, и это видно по посещаемости нашего семейного парка".
По словам Евгении Машковой, активный отдых пользуется наибольшим спросом: попрыгать на батуте, покататься на тарзанке, полазить по лабиринту детям интереснее, чем учиться еще и в свободное от школы время. В то же время спортивные центры часто развивают edutainment, организуя различные мастер–классы и т. п.
Интеллектуальное направление, впрочем, тоже развивается довольно активно. "Одно из самых востребованных направлений на сегодня для молодежи и подростков — это квесты", — отмечает руководитель общественного пространства "Бенуа 1890" Мария Лушникова.
С точки зрения родителей спросом пользуются те форматы, где можно хотя бы на время оставить ребенка одного либо где можно провести время всей семьей. "Мы делаем ставку на комплексность: пока дети учатся, взрослые смогут посетить ресторан, где будут проводиться мастер–классы, встречи, выставки", — рассказывает Мария Лушникова.

Многоразовый спрос

Прошлый год ознаменовался появлением активити–парков в торговых центрах. Любой детский проект в первый год после открытия испытывает ажиотажный спрос в силу эффекта новизны. Потом спрос снижается до рабочего уровня. И оценивать популярность того или иного места нужно, конечно, на одинаковом этапе их существования.
Создатели развлекательных центров ставят своей целью не просто привлечь ребенка с семьей, но и сделать так, чтобы они пришли туда снова. "Чем фундаментальнее проект, чем больше в нем запас игровой прочности, тем большее количество посещений он гарантирует, — отмечает Максимилиан Пивоваров, — он не надоест ребенку с первого или со второго раза, и ребенок не пойдет искать что–то похожее или, наоборот, совсем другое". По его словам, проекты, которые базируются на базовых потребностях: в общении, новых друзьях, ярких эмоциональных ощущениях — например, от научных опытов или интерактивных спектаклей — более устойчивы в плане повторных посещений.
"Петербургские родители и дети очень требовательны: их не привлечешь стандартным набором аттракционов, им нравятся крупноформатные площадки с большим количеством развлечений в одном месте", — говорит Дмитрий Чернышев, отмечая, что они постоянно ожидают чего–то нового.
Несмотря на кризис, рынок развлечений развивается. Во–первых, на детях не принято экономить. Во-вторых, по словам Евгении Машковой, развлекательные комплексы могут частично компенсировать отказ от выезда с детьми на отдых за пределы города. Сейчас рост сдерживают финансовые возможности игроков рынка, поэтому в ближайшее время скорее будут открываться небольшие досуговые центры районного масштаба.