Советские бренды, которые можно возродить

"Ростех" решил возобновить производство советского фотоаппарата "Зенит". "ДП" предположил, какие советские бренды, вызывающие чувство ностальгии, можно было бы возродить сегодня.

Госкорпорация " Ростех " возобновляет производство советских фотоаппаратов "Зенит" на Красногорском механическом заводе. Фотоаппарат, производство которого закончилось в начале 1960-х, спустя 50 лет остается одним из самых востребованных. У возрождающегося бренда будет новая стратегия: "Ростех" хочет сделать "Зенит" люксовым фотоаппаратом по аналогии с Leica.
"ДП" подумал, какие советские бренды могли бы вызвать столько же ностальгии и принести неплохую прибыль тем, кто их возродит.

1. Сеть "Березка"

Сеть "Березка", основанная в 1964 году и ликвидированная в середине 1990-х за нерентабельностью, могла бы быть вполне успешной в нынешние времена продуктового эмбарго. Во времена дефицита в магазинах этой сети, которые располагались в Москве, Ленинграде, крупных областных центрах и некоторых портовых городах, можно было достать дефицитные бакалейные товары, сигареты и спиртное, а также меха и сувениры.
Сходить в магазин "Березка" было все равно что съездить за границу: большую часть ассортимента составляли импортные товары, расчет за них шел в долларах и франках, с 1977 года существовали специальные чеки, по которым можно было совершить покупку в "Березке". Однако доступ в магазины сети был не у каждого: совершать покупки там могла только привилегированная каста покупателей — заграничные гости, советские дипломаты и их семьи и некоторые советские специалисты, которые работали за границей. Людей, у которых не было специальных сертификатов на вход и валюты, швейцар не пропускал на входе.
Автор: Портер Лев/ТАСС

2. Автомобиль "Чайка"

Автомобиль "Чайка", одна из моделей Горьковского автозавода, — мечта каждого советского чиновника и самый желанный подарок на свадьбу каждого советского человека, не производится с 1988 года. Изначально легендарный автомобиль разрабатывали исключительно для перевозки членов Политбюро, немного позже эту машину разрешили иметь министрам, генералитету, советским и зарубежным послам. Хрущев дарил "Чайку" только избранным: ее получили Юрий Гагарин, Валентина Терешкова, Михаил Шолохов, балерина Галина Уланова и Фидель Кастро.
Семиместный автомобиль по уровню комфорта был сопоставим с американскими шоссейными "дредноутами" и мог развивать скорость до 175 км/ч благодаря восьмицилиндровому 220-сильному двигателю. Дизайн "Чайки" тоже был навеян образцами американских производителей и был совершенно непривычен советским гражданам, привыкшим к простым и мрачноватым ЗИМам. Этот автомобиль до сих пор ассоциируется с элементом некоего советского шика, чувством исключительности, которое было особенно ценным во времена однообразного быта.
Спрос на этот автомобиль сохраняется и сейчас: по крайней мере, взять "Чайку" в аренду в Петербурге по цене сопоставимо с арендой нового автомобиля представительского класса. Особенно популярно арендовать "Чайку" на свадьбу: она дает фору многим лимузинам по части легкости и компактности.

3. Пианино "Красный октябрь"

Пианино "Красный октябрь" начали выпускать еще до революции на фабрике "Беккер", ее основателем был немец Якоб Беккер. До революции инструменты этой фабрики были в почете: о них хорошо отзывались Петр Чайковский, Антон Рубинштейн, Николай Римский-Корсаков, даже император Николай ІІ купил такой рояль для супруги Александры Федоровны. В 1918 году фабрику национализировали, открыли на ней кустарное производство, полноценные инструменты на беккеровской фабрике начали вновь производить в 1927 году.
С тех пор фабрика переживала разные периоды — взлеты и падения, порой пианино беккеровской фабрики считались самыми низкокачественными, а в другие годы о них говорили за границей и засыпали наградами, например, в 1958 году сенсацией стало завоевание инструментом Гран-при на Всемирной промышленной выставке.
В 1996 году фабрику объявили банкротом, а пианино под маркой J. Becker сегодня производят только в Германии. Однако "Красный октябрь" остается одним из главных символов советской эпохи: у многих россиян сохранились пианино этой марки, на них до сих пор учатся играть дети, многие покупают  "Красный октябрь" с рук почти за бесценок, в то время как новый инструмент многим не по карману.
Автор: Смольский Сергей/ТАСС

4. Обувь "Ленвест"

"Ленвест" — совместное предприятие ленинградской фабрики "Пролетарская победа" и немецкого концерна Salamander, которое выпускало обувь под одноименным брендом с конца 1980-х.
Ботинки, туфли и сапоги "Ленвест" пользовались невероятной популярностью: эта обувь славилась своим качеством, в 1990-х у фирменных магазинов "Ленвеста" нередко образовывались большие очереди, несмотря на то что большая часть ассортимента реализовывалась по талонам. В 1994 году Salamander вышел из состава предприятия, и сейчас лишь один из кооперативов выпускает обувь "Ленвест", но о былых объемах продаж речи уже, конечно, не идет.
Автор: Фото ИТАР-ТАСС

5. Авоськи

Легендарное советское изобретение — многоразовые сумки-авоськи, вызывающие у россиян порой не самые приятные ассоциации с временами дефицита, в некоторых странах сделали брендом.  
Так, в Чехии и некоторых других европейских странах, а также в США и Мексике сетчатые авоськи называют spider bag. Их ценят за экологичность и за то, что их много использовать много раз, в отличие от пластиковых пакетов.
Автор: Матвиевский Владимир/ТАСС

6. Проднаборы с деликатесами

В 1970-х годах на советских предприятиях выдавались особенные проднаборы с деликатесами, которые было сложно или невозможно достать в советских магазинах (наподобие санкционных продуктов сейчас).
Обычно в такие наборы клали импортную курицу, небольшую баночку икры, растворимый кофе, банку шпротов или кальмаров, сырокопченую колбасу, коробку шоколадных конфет — ингредиенты варьировались в зависимости от сезона и спроса (к примеру, перед Новым годом к проднабору прилагалась бутылка шампанского).
Конечно, проднаборы не были отдельной торговой маркой, это было скорее поощрение для сотрудников. Выпускать санкционные продукты в таких наборах сейчас не позволит закон, однако есть обходные пути, которые позволяют достать санкционные продукты: импортные сыры, которые долго хранятся, остались на складах отдельных ретейлеров, многие продукты, наподобие хамона и тех же сыров, уже производят в России. "Антисанкционные" проднаборы, собранные из подобных продуктов, могли бы быть довольно популярными сейчас.
Автор: Мастюков Валентин/ТАСС
И хотя в Советском Союзе никто не занимался маркетинговыми стратегиями, именно в СССР родились сильные бренды, которые продолжают жить и хорошо продаваться и сегодня. Nestle не прогадала, возродив марки мороженого "Эскимо" и "48 копеек", на Петродворцовом часовом заводе "Ракета" в прошлом году возродили сборку наручных часов "Победа", в 2004 году была создана "Электробритва-Харьков", которая выкупила права на одноименную торговую марку, S.P.I. Group успела в 1997 году запатентовать "Столичную" водку, три завода, в том числе петербургское ЗАО "Игристые вина", выпускают "Советское" шампанское, а "Красный октябрь" — шоколад "Аленка", а завод "Карат" спасает россиян от дефицита во времена эмбарго старым добрым плавленым сыром "Дружба".