Туристам долго будут сниться Карелия, Коми, Ленобласть и другие северные районы

Автор фото: Ковалев Петр
Аэропорт Пулково.

Красоты Севера будут продвигать с помощью масштабного туристического маршрута "Серебряное ожерелье России", который пройдет по 11 областям. Министерство культуры РФ поручило участникам проекта до 16 февраля представить в Минкульт свои пакетные туры.

Решение о создании проекта "Серебряное ожерелье России" было принято в 2015 году. Он будет альтернативой программе "Золотое кольцо России", которая уже приелась нашим соотечественникам за свою полувековую историю (в 2017 году "Золотому кольцу" исполнится 50 лет). По замыслу Минкульта, новый проект должен состоять из комплекса маршрутов под единым брендом, которые пройдут по территории 11 регионов: Петербург, Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Ненецкий автономный округ, Вологодская область, Мурманская область, Ленинградская область, Новгородская область, Псковская область, Калининградская область.
Как сообщила глава Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе, с октября 2015 года Минкультуры начало рассмотрение маршрутов от участников проекта. Сейчас от них поступило уже 10 турпакетов: четыре от Архангельской и по три от Вологодской и Новгородской областей. Но пока одобрение получили только три новгородских маршрута. Остальные отправлены на доработку.
Для официального утверждения туристический продукт должен быть составлен с учетом местных достопримечательностей (существующих или вновь создаваемых), должен быть обеспечен всей необходимой инфраструктурой (транспортной, гостиничной, развлекательной и т. д.). Для этого туристические операторы и администрации регионов должны работать совместно, говорит Майя Ломидзе. Если оператор разработает маршрут, по которому будет невозможно передвигаться, так как регион не запланировал соответствующее транспортное сообщение, то такой туристический продукт невозможно предлагать клиентам. И наоборот: имея всю инфраструктуру, но не наладив контакты с туроператорами, чиновники не смогут продвигать свой регион.
От Петербурга пока не поступило официальных предложений. Однако, по словам председателя комитета по развитию туризма Смольного Инны Шалыто, город готовит тур, посвященный празднованию в 2017 году 100-летия революции. Тур будет включать не только экскурсии по местам революционных событий, но и специально приуроченные к этой дате выставки, форумы, концерты, лекции и т. д.
Кроме того, Петербург сотрудничает с другими регионами по рекламному бартеру, заявила она: города подписывают соглашения о сотрудничестве в области туризма и продвигают туристические продукты друг друга.
Участники рынка отмечают, что в прошлом году интерес россиян к внутреннему туризму значительно вырос. "Причины понятны: валюта дорожает, и для многих зарубежные путешествия становятся недоступны", — говорит Людмила Кудрявцева, гендиректор "Балтик трэвэл компани". Кроме того, свои коррективы в туристические предпочтения россиян внесла и политика: после крушения самолета "Когалымавиа" в Египте и фактического разрыва наших туристических связей с Турцией россияне потеряли два самых привлекательных по соотношению цены и качества направления отдыха.
Примечательно, что если раньше подавляющее большинство россиян, планируя свой отдых внутри страны, имели в виду прежде всего Москву и Петербург (летом еще и Сочи), то теперь география предпочтений стала стремительно расширяться. Например, в декабре 2015 года, по данным АТОР, спрос на посещение Петербурга упал на 30% по сравнению с тем же периодом 2014 года, Москвы — на 32%. А вот турами по "Золотому кольцу" в декабре наши соотечественники интересовались на 41% чаще, чем прежде.
У россиян большой интерес к поездкам по стране, и не только из-за кризиса, уверена гендиректор "Грант-Тур" Галина Клюшина. Многие хотели бы поехать на Дальний Восток, в Сибирь, другие отдаленные от центра регионы. Клиенты интересуются и южными городами России — как альтернативой зарубежным курортам. Но развитие внутреннего туризма сдерживают три главные проблемы: крайне низкий уровень сервиса, отсутствие инфраструктуры и дороговизна авиабилетов.
Правда, по данным агентства Biletix, перелеты по России за год несколько подешевели, так как многие отечественные авиакомпании стали работать по принципу лоукостеров: например, снижают цены на билеты для пассажиров без багажа. В итоге в январе 2016 года средний чек на перелет по России составил около 7 тыс. рублей против 9 тыс. рублей годом ранее (падение на 24%). Эксперты считают, что в этом году тенденция продолжится, что повысит спрос на внутренние перелеты, который, по подсчетам Росавиации, и так в 2015 году вырос почти на 13% по сравнению с 2014-м.