"Бастион" продаст закуску

В непростое для дистрибьюторов алкоголя время, когда импорт упал на 40%, а продажи алкоголя — на 10%, акционеры группы ком–паний "Бастион" решили вывести на рынок Петербурга новый формат алкогольных супермаркетов.

Вконце прошлого года в Петербурге начали работу два алкогольных супермаркета "Виньон" на Коломяжском пр. и на пр. Большевиков. В случае их успеха ООО "Союз" (управляет проектом) готово открыть сеть из 10 объектов в Петербурге и выйти в Москву.
В числе совладельцев ООО "Союз" — акционеры дистрибьютора алкоголя ГК "Бастион" Леонид Друкин и Антон Михайлов, а также Петр Грек, бывший коммерческий директор сети аптек "Первая помощь". По данным СПАРК, Леониду Друкину, Антону Михайлову и его брату Вадиму Михайлову принадлежит по 31,27% в ООО "Всемирная импортная компания" (ГК "Бастион"). Ее оборот в 2014 году составлял 3,3 млрд рублей. Это один из крупнейших дистрибьюторов алкоголя в Петербурге.

И алкоголь, и закуска

Как рассказал генеральный директор сети "Виньон" Петр Грек, он уже 2 года работает в ООО "Вик" и в прошлом году предложил дополнить дистрибьюторское звено розничным. Акционеры компании одобрили инициативу в том числе потому, что у него есть опыт в развитии розницы.
Особенность супермаркетов "Виньон" в сочетании торговли алкоголем и продовольственной розницы. Ассортимент каждого супермаркета насчитывает более 3 тыс. наименований алкоголя и около 1 тыс. наименований продуктов ежедневного спроса. Общая площадь одного супермаркета — около 300 м2. Сейчас компания ищет помещения для расширения сети не только в спальных районах, но и в местах с высокой проходимостью. Инвестиции в один объект, по данным компании, составляют 7–10 млн рублей.
Положение дистрибьюторов сейчас незавидное, говорит Петр Грек, и вариантов дальнейшей работы осталось немного: сосредоточиться на эксклюзивном алкоголе, но это все равно будет импорт, который сильно подорожал, продавать алкоголь под собственной торговой маркой, чем "Бастион" уже занимается, или же открывать свои магазины.

Найти место вину

По мнению экспертов, у "Бастиона" хорошие шансы достичь успеха в новой для него нише, но основные трудности связаны с подбором помещений. "Идея открытия своей сети пользуется популярностью у импортеров алкоголя, которые получают гарантированный сбыт без рисков, стандартных для работы с ресторанами или региональными сетями", — говорит Сергей Худяков, представитель "Марин Экспресс" (импортер вина).
Большинство специализированных алкогольных сетей в Петербурге принадлежат крупным производителям или импортерам алкоголя. Например, сеть "РосАл 24" — это проект компании "Триал", а сеть "Градусы" — крупного дистрибьютора алкоголя "Рост". Самая многочисленная сеть — 120 магазинов "Ароматный мир" — у ЗАО "ТД "Арома", которое входит в топ–20 крупнейших импортеров алкоголя страны.
По мнению Максима Черниговского, директора Клуба профессионалов алкогольного рынка, конкурировать "Бастиону" поможет его формат: "Сочетание алкоголя и продуктов оправданный шаг, торговать только алкоголем уже тяжело". "Концепция у супермаркетов интересная, но успех будущей сети зависит от грамотного управления и местоположения будущих магазинов", — убежден Сергей Худяков.
На сложности в поиске мест обращает внимание и Вениамин Грабар, президент группы "Ладога" (управляет сетью маркет–баров "Монополь"): "Запуск собственной розницы — оправданный шаг для дистрибьютора при условии достаточного объема ресурсов и широты ассортимента, но в среднесрочной перспективе осуществить такие планы очень тяжело — практически все хорошие места заняты".
"Бастион" более 10 лет успешно работает на рынке, у собственников компании есть опыт и финансовые возможности, поэтому я верю в реалистичность запуска 10 магазинов", — оптимистичен Максим Черниговский. По его словам, "Бастион" усиливает продажи алкоголя под СТМ, которые начал развивать одним из первых, а также успешно занимает нишу тех дистрибьюторов, которые уходили с рынка.
Дистрибьюторы алкоголя, как и большинство импортеров, пострадали от резкого ослабления рубля. По данным аналитической группы ved–stat.ru, снижение стоимостных объемов импорта алкоголя в России составило в 2015 году почти 50%, в натуральном выражении — около 35%.
Подрывает позиции игроков и снижение покупательной способности. Согласно Росстату, розничные продажи вина в январе–сентябре 2015 года в Петербурге снизились почти на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, водки — на 16,6%.