Дрова там, где ничего нет

Столь популярная на Западе биоэнергетика в России почти не развивается, а альтернативные источники топлива используются, когда нет возможности подключиться к газопроводу.

Несмотря на то что Петербург полностью газифицирован, а Ленобласть прикладывает усилия, чтобы газ дошел до всех отдаленных поселков, в нашем регионе все же есть сложившийся рынок биотоплива, в основном древесного: это дрова и топливные брикеты. Ими топят печи, установленные в дачных домах, камины, которые довольно распространены среди владельцев загородных коттеджей и городских таунхаусов, также ими топят бани и печи–барбекю. Дрова являются основным источником тепла и для жителей еще не газифицированных населенных пунктов.
Уголь в качестве альтернативы газу в Петербурге используется редко: он слишком грязный, его сложно растапливать. К тому же большинство печей, установленных в нашем регионе, не предназначены для топки углем, отмечает генеральный директор ООО "Северо–Западная дровяная компания" Игорь Попов.
При этом, поясняет руководитель портала wood-pellets.ru Антон Овсянко, дрова и древесные брикеты, как правило, используются для обогрева дома в ручном режиме. Для непрерывного сгорания, то есть для центрального отопления, в мини–котельных сжигают либо пеллеты (древесные гранулы), либо торф.
По оценкам участников рынка, объем рынка дров в Петербурге и Ленобласти составляет 90 млн рублей в год, на нем работают несколько десятков компаний, занимающихся производством и продажей дров. Наиболее крупные, в совокупности занимающие до 20% рынка, — это Северо–Западная дровяная компания, "Лесдров" и "Декол". Конкуренция между компаниями высока, а основной инструмент борьбы — цена.
Компании, занимающиеся продажей дров, работают в разных сегментах и по–разному ощущают на себе последствия экономического кризиса. Так, Петербургский топливный союз, поставляющий обычные и ароматизированные брендированные дрова для каминов, не замечает спада спроса на свою продукцию. Совладелец компании Юрий Фурсов говорит о росте количества каминов и, как следствие, о сохранении спроса на дрова и о том, что спрос на такую продукцию не зависит от сезона.
По словам Юрия Фурсова, камины становятся все более популярными у владельцев коттеджей, много каминов используются по назначению в старых районах Петербурга.
Есть камины и в городских новостройках, в основном в таунхаусах. По оценкам Петербургского топливного союза, тратиться на постоянный огонь в камине готовы не более 5 тыс. домохозяйств.

Экономия дров

По словам Игоря Попова, чья компания работает в сегменте обычных дров, продажи в этом году упали в 2 раза.
"Люди экономят. Либо не едут на дачу, либо топят старыми стульями и прочим, а не дровами", — объясняет предприниматель.
В свою очередь руководитель компании "Лесдров" Василий Кузнецов отметил, что был вынужден поднять цену на конечную продукцию на 10% впервые за 7 лет.
Он объяснил это удорожанием сырья — березовых балансов и ростом расходов на оборудование для распиловки бревен.
"Поскольку из–за курсовой разницы круглый лес сейчас выгодно экспортировать, многие лесозаготовители этим и занимаются. Растут цены на круглый лес и на внутреннем рынке. За последний год стоимость на сырье повысилась примерно на 30%", — говорит Василий Кузнецов.

Готовое топливо

Потенциальный конкурент дровам — топливные брикеты, изготавливаемые из опилок методом прессования.
Такое топливо сразу готово к использованию и отличается длительным временем горения и тления по сравнению с дровами. Тем не менее брикеты пока не так распространены, как дрова, прежде всего из–за своей высокой стоимости.
"В цене на брикет расходы на доставку и логистику составляют до половины его стоимости", — объясняет руководитель компании "Брикберри" Роман Сульдин.
"Мы пытались продавать брикеты, но они у нас не пошли, потому что они вдвое дороже дров", — рассказывает Василий Кузнецов.
Пока цены на брикеты сопоставимы с ценами на традиционные дрова и уголь, но есть основания считать, что в ближайшее время цены на брикеты будут расти под влиянием роста цены на доставку в логистических звеньях.
По оценкам участников рынка, сейчас рынок топливных брикетов Петербурга и Ленобласти составляет около 1,5–2 тыс. т в месяц, а его рост существенно замедлился: с ежегодных 8–10% в 2010–2013 годах до 1–2% в 2014–2015 годах.