Три богатыря

Что и кого слушать на XVI международном фестивале "Площадь Искусств"

Фестиваль, с самого основания не имевший жесткой концептуальности, вместо нее всегда выбирал достаточно свободные темы, дававшие повод для изящных перекличек. Так вышло и на этот раз — темой нынешнего фестиваля стали три юбилея: 175 лет Чайковского, полтора века Сибелиуса и столетие Георгия Свиридова.
"Площадь Искусств" — громкое завершение Года Чайковского, а кроме того, Петр Ильич — один из самых, если не самый близкий композитор для Юрия Темирканова, художественного руководителя и фестиваля, и филармонии, его проводящей, и заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра. Так что сочинениям Чайковского — честь и место.
На открытии 13 декабря в Большом зале филармонии прозвучит его Второй фортепианный концерт, известный широкой публике куда меньше, чем хрестоматийный Первый (разве что балетоманы знают его наизусть благодаря тому, что Баланчин поставил на эту музыку один из своих главных шедевров — Ballet Imperial). ЗКР под управлением маэстро Темирканова будет аккомпанировать китайской пианистке Юдже Ван. Сибелиус также в программе — Вторая симфония.
Очертив рондо, завершится фестиваль 25 декабря опять–таки Чайковским — последней его оперой "Иоланта" в концертном исполнении, вновь за пульт встанет Юрий Темирканов. Его соратниками в этот вечер выступит сборная команда отличных вокалистов: живущая во Франции армянское сопрано Лиана Арутюнян, прекрасные певцы Мариинского театра Жанна Домбровская и Алексей Марков, чешский красавец–тенор Павел Чернох и другие. Рондо еще и в том, что с "Иоланты" фестиваль когда–то начинался — в 1999–м она была в программе первой "Площади искусств".
Чайковский — лейтмотив и всей остальной афиши. Превосходный пианист Борис Березовский включил в программу своего клавирабенда "Времена года" — цикл несложных, но требующих от исполнителя душевной глубины пьес (15 декабря). Участвующий в фестивале Михайловский театр представит "Щелкунчика" в версии Начо Дуато (17–го). 16 декабря в Большом зале обладатель первой премии 15–го Конкурса Чайковского, прошедшего в этом году, румынский виолончелист Андрей Ионица сыграет популярнейшие Вариации на тему рококо. Вообще этот вечер будет осенен именем Чайковского — кроме Ионицы, в нем выступит еще один свежеиспеченный лауреат конкурса его имени — технически изощренный и интеллектуально элегантный пианист Лукас Генюшас.
Все три юбиляра встретятся 19–го, когда за пульт ЗКР встанет его второй дирижер Николай Алексеев — публику ждут любимейшие ею Шестая ("Патетическая") симфония Чайковского и Скрипичный концерт Сибелиуса (солистка Алина Погосткина). Георгий Свиридов будет представлен Маленьким триптихом для оркестра.
Оркестровых сочинений у Свиридова меньше, чем вокальных. Его масштабные хоровые сочинения можно услышать 14 декабря в храме Спаса на Крови в исполнении Камерного хора Смольного собора под руководством Владимира Беглецова, кроме того, прозвучит не часто исполняемая духовная музыка Чайковского. А камерные — в Малом зале филармонии 24 декабря в интерпретации Олеси Петровой и Петра Мигунова, в равной степени соединяющих вокальное и актерское мастерство и музыкантские ум и вкус.
Еще две певческие звезды — восходящая и в зените: Ольга Перетятько (21) и Ильдар Абдразаков (20) дадут по сольному концерту в Большом зале, и тут без Чайковского, разумеется, не обойдется.
Наконец, список отменных голосов в фестивальной афише венчают The Swingle Singers — прославленный, увенчанный и т. д. английский вокальный ансамбль: Большой зал, 18 декабря.