Рост налоговой нагрузки: за чей счет наполнят бюджет

Автор фото: Коммерсант

Через 2-3 года правительство будет вынуждено поднять налоги, заявил глава Минфина Антон Силуанов. Обязательства бюджета превышают его возможности, поэтому резервы быстро закончатся: на дефицит в 2,36 трлн пустят 2,1 резервных трлн рублей. Вопрос в том, кого заставят платить: налоги на корпоративный сектор и так сейчас одни из самых высоких в мире, а вот с налогами для граждан есть куда расти.

Если так будет продолжаться и дальше, то резервы быстро закончатся, а правительству придется через 2-3 года повысить налоги. Таков смысл заявления главы Минфина Антона Силуанова, сделанного на II Международном форуме Финансового университета.
Цена на нефть в ближайшее время вряд ли вырастет заметно выше $50, говорит министр. Ранее он же говорил, что в этом году резервный фонд потеряет больше половины — 2,6 трлн рублей. Доходы бюджета в этом году ожидаются на 1,3 трлн ниже, притом что расходы выросли на 11%.
При действующих цене на нефть и курсе доллара казна в следующем году не досчитается 900 млрд рублей, говорил чиновник. И это притом что дефицит запланирован на уровне 2,36 трлн рублей (3% ВВП) — такой показатель прописан в проекте бюджета, недавно принятом в первом чтении.
По словам Антона Силуанова , презентовавшего проект, на 2,1 трлн дефицит планируется покрыть из Резервного фонда. Даже при исполнении макроэкономического прогноза к концу 2016 года в Фонде останется около 1 трлн рублей. 
Вопрос повышения налоговой нагрузки на граждан поднимается властями уже несколько лет. Однако стоит сделать подобное предположение одному чиновнику, как другой тут же говорит, что вряд ли это случится ранее 2018 года. Впрочем, такую медленную подготовку почвы придворные финансисты могли себе позволить, когда баррель нефти стоил больше $100. Сейчас времени, кажется, уже не осталось.
Силуанов не уточнял, о каких налогах идет речь, для бизнеса или для граждан. Видимо, обо всех сразу. Сомневаться в том, что отдуваться будет не только бизнес, практически не приходится. С одной стороны, решить вопрос хотели сначала за счет нефтяников. С другой — государство, декларирующее себя социальным, уже вовсю затягивает пояса бюджетников.
Дискуссия о повышении пенсионного возраста уже переходит в практику. Пусть пока лишь за счет тех же чиновников, но для начала вполне хватит. Индексацию пенсий работающим пенсионерам предлагают пока заморозить. Налог на доходы физических лиц в 13% с его плоской шкалой — один из самых низких в Европе. Именно НДФЛ и налог на имущество физлиц — наиболее оправданные кандидаты на повышение, считает макроаналитик Альфа-Банка Дмитрий Долгин. Это подтверждают и декларируемые властями сроки, совпадающие с выборным циклом, — 2-3 года.
Нефтяные налоги ( НДПИ и экспортные пошлины) и так приносят около 10-11% ВВП сверхдоходов, а контекст снижения цен на нефть делает повышение ставок маловероятным, считает эксперт. Еще около 10-11% ВВП приносят ненефтяные налоги — налог на прибыль, налог на имущество и взносы во внебюджетные фонды, это сопоставимо и даже немного выше, чем в странах ОЭСР.
А вот налоги на домохозяйства остаются крайне низкими — около 4% в структуре ВВП при 14% в странах ОЭСР. Получается, что в РФ все это время граждан субсидируют, а до 2014 года это сопровождалось агрессивным ростом зарплат — их доля в ВВП выросла до 52%, тогда как корпоративная прибыль упала до 32% от ВВП.
Доля зарплат и прибыли компаний в ВВП РФ, %
Источник:
"Фактически россияне получали двойную выгоду: через низкие налоги и высокие относительно экономического развития зарплаты — это и позволяло наращивать потребление, — говорит Дмитрий Долгин. — До 2018 года правительство попытается решать проблему скорее через ограничение расходов — например ограничивать поддержку госмонополий. Те в качестве компенсации начнут повышать тарифы и вводить дополнительные сборы. Последний пример из этой серии — введение сбора за пользование дорогами".
Старший аналитик RMG Securities Сергей Пигарев считает, что основными кандидатами на повышение налогов остаются нефтяной и газовый сектора. "Поскольку в отрасли высокая доля госкомпаний, можно получить с компаний дополнительные налоги, но при этом заставить их не слишком сильно снижать инвестиционную активность, — предполагает аналитик. — Неизбежно и повышение пенсионного возраста, поскольку дефицит пенсионного фонда государство вскоре покрывать уже не сможет".
По данным ФНС за 8 месяцев, тот же НДФЛ принес 1,744 трлн рублей, а налог на прибыль, притом что плательщиков здесь меньше по умолчанию, — 1,861 трлн рублей. ФНС не учитывает так называемые неналоговые платежи компаний — в пользу Пенсионного фонда и Фондов социального и медицинского страхования, которые вкупе составляют около 30% от зарплатного фонда.
Проблемы со сбалансированностью бюджета Пенсионного фонда регулярно возникают из-за стареющего населения. Взносы за трудоспобных россиян, которым обещали накопительную пенсию, идут на выплаты пенсионерам. Только в этом году перевод из федерального бюджета составил около 690 млрд рублей, он был бы еще выше, если бы не заморозка накоплений.        
Что касается нагрузки на корпоративный сектор, то в последнем рейтинге легкости ведения бизнеса, ежегодно составляемом Всемирным банком, Россия занимает 51 место. Среди 10 критериев оценки — уровень налоговой нагрузки. По оценке аналитиков, бизнес РФ платит государству в виде налогов и неналоговых отчислений 47,1% от прибыли.
Из них к налогу на прибыль по методологии банка относятся лишь 8,9%, а 35,6% — к выплатам на зарплату. В первую пятерку рейтинга входят Сингапур, Новая Зеландия, Дания, Южная Корея и объединенные в один блок страны азиатского региона. Общая налоговая нагрузка в каждой из них не превышает 35%, в занимающем первую строчку Сингапуре она составляет 18,4% от прибыли.
Логично предположить, что если дать бизнесу развиваться, а не душить его, в том числе налогами, проблем с собираемостью возникать не будет, а плательщиков станет больше. Даже завзятые либералы до сих пор приводят в пример достижений Владимира Путина переход в 2001 году на плоскую шкалу НДФЛ. Уже через год собираемость выросла на 26%, подсчитывали в МВФ. Впрочем, есть мнение, что это совпало с бурным ростом экономики.
Формально в России достаточно либеральный налог на прибыль, солидарен директор центра инновационного предпринимательства петербургской ВШЭ Александр Кайсаров, однако общая налоговая нагрузка достаточно высока за счет сопутствующих и неформальных платежей, например за подключение к электросетям. Просчитать их заранее невозможно, что убивает возможность планирования.
К слову, подключение к электричеству — один из критериев Всемирного банка. По оценкам его экспертов, в Москве подключение в среднем занимает 150 дней и оценивается в 72% от дохода на душу населения. В том же Сингапуре — 31 день, в Германии (15 строчка рейтинга) — 28 дней, в США (7 место) — 44 дня.
Если повышать налоги в кризис, то бизнес это только задушит, к тому же это грозит социальными потрясениями. Последний пример — введение системы "Платон". Нужно не налоги тщательнее администрировать, а лучше планировать расходы бюджета, но у Минфина преимущественно фискальное видение. Наполнение бюджета можно обеспечить перераспредлением расходов, делая фокус на тех, что повышают деловую активность, — это модель по выходу из кризиса большинства экономик. Тут можно вспомнить и пример Польши, и послевоенной Германии. От представителей бизнеса часто можно услышать, что их нужно оставить в покое и дать понимание перспектив экономики. Но просто дать им вольницу — тоже не вариант. Нужно повышать расходы на поддержку бизнеса, но не просто раздавать деньги, а создавать институты доверия и обратной связи между бизнесом и государством. Это, хоть и не сразу, приносит огромный результат, но не требует больших затрат.
Александр Кайсаров
Директор Центра инновационного предпринимательства НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург