До конца 2016 года в Петербурге появится 29 зарядных станций для электромобилей

Автор фото: Сергей Шахиджанян/ТАСС

Смольный, Ленэнерго и Санкт-Петербургские электрические сети вложат около 50 млн рублей в создание 29 зарядных станций для электромобилей. Подзарядиться на них можно будет беспалатно. В долгосрочных планах города пересадить чиновников на электрокары.

В следующем году в Петербурге построят 29 автозарядных станций для электрокаров. Строительство 11-ти из них профинансирует городской бюджет, а еще 18-ть станций построят ПАО "Ленэнерго" и  АО "Санкт-Петербургские электрические сети". В их числе 3 - сверхбыстрые, которые смогут заряжать автомобили за 10-20 минут. Самая простая, похожая на электрическую розетку, станция может стоить 60 тысяч рублей, а устройство для быстрой зарядки мощных автомобилей или автобусов может обойтись в 3,5 млн рублей. На реализацию намеченных целей потребуется не менее 50 млн рублей, говорит Иван Тищенко, замдиректора городского Центра энергосбережения.
Зарядка одного автомобиля потребует мощности примерно в 20 кВт*час, а автобуса — до 43 кВт*час. Зарядные станции сейчас заряжают бесплатно. Их в городе всего две — одна в аэропорту Пулково, а вторая в ТЦ Галерея. Обе открыты "Ленэнерго" в декабре 2014 года. Предполагается, что и все вновь открываемые станции еще в течение пяти лет они будут  заряжать электрокары бесплатно.  "Однако, - уточняет Иван Тищенко, - если петербургские АЗС разместят зарядные станции на своих территориях и будут нести издержки на предоставление услуги, конечно, они вправе взимать плату за подзарядку электрокаров". Например, в Москве продает и обслуживает электромобили Moscow Tesla Club  — она же создает сеть зарядных станций. В Петербурге этим готов заниматься производитель автокомпонентов ООО "АЭГ", заявила Ия Гордеева, генеральный директор компании.
Бесплатная зарядка — одна из мер государственной поддержки спроса на электромобили. Кроме этого городские власти планирют пересадить чиновников на электромобили. В Петербурге предполгается также использовать электрокары на мероприятиях в Экспофоруме, в аэропорту "Пулково", и на площадках Чемпионата мира по футболу 2018-го года. "Большой потенциал, — рассказывает Иван Тищенко, — использования электромобилей в качестве коммунальной техники в центральных районах города для уборки дворовых территорий и небольших улиц".
По данным Центра энергосбережения, сегодня в Петербурге зарегистрировано 100 электромобилей, а в Москве более 1 тысячи. А предполагается, что к 2020 году в России будет около 110 тысяч электромобилей.
Электромобилизация — обещемировой тренд и Россия не хочет выпадать из него. Хотя еще год назад мейнстримом была газификация транспортных средств. О необходимости перевести на газ половину подвижного состава, российский премьер Дмитрий Медведев заявил еще в начале 2013 года. Однако с тех пор мало что изменилось. Конечно, государственные перевозчики для вида исполнения поручения премьера приобрели несколько газовых автобусов и теперь мучаются с ними. Так как "Газпром", а точнее аффилированная с ним "Газпром газомоторное топливо", конечно, строит газовые заправки, но не в тех объемах, чтобы перевозчики активней переводили подвижной состав на газ.  
Теперь чиновники хотят транспорт не только газифицировать, но и электрофицировать, глядя на Европу и США. Там электромобили распространяются наиболее высокими темпами. Так в первом полугодии 2015 года продажи электромобилей в мире выросли на 50%, большинство из них - 17 тысяч, продано в Норвегии, в Великобритании - 14 тысяч, во Франции - 12 тысяч и Германии - 10 тысяч.
Такой динамики продаж удалось достичь во многом благодаря действенным мерам господдержки. В частности, в Норвегии - лидера по использованию электрокаров, транспортный налог на электромобили составляет всего 150 евро, в отличие от налога на обычный автомобиль - это почти 1000 евро в год, а в аэропорт Амстердама разрешено заезжать такси только на электродвигателях. В Голландии работают уже 30 тысяч зарядных станций. В ряде европейских стран электромобили освобождены от транспортного налога и утилизационного сбора, имеют возможность бесплатно парковаться, и другие привилегии. В Японии зарядных станций для электромобилей уже больше, чем АЗС.
В Китае принята государственная программа, по которой на покупку электромобилей дают субсидии - 30% от его стоимости. Предполагается, что на электрокары пересядут сначала чиновники, затем переведут общественный транспорт, частных владельцев электромобилей будут привлекать налоговыми послаблениями.
Услуги зарядных станций в некоторых странах и даже отдельных муниципалитетах этих стран - различаются, где-то они платные, где-то нет.
В России по данным российского аналитического агентства «АВТОСТАТ» (г. Тольятти) показатели продаж электромобилей в 2015 уменьшились. С января по июнь 2015г. в России продано всего 43 машины с электродвигателем, что почти на 25% меньше аналогичного показателя за первую половину 2014 года. Среди пользующихся популярностью электромобилей у российских покупателей необходимо отметить Tesla Model S (30 автомобилей), Nissan Leaf (9 машин) и Mitsubishi i-MiEV (4 проданных экземпляра). Вцелом, стоит отметить, что показатели продаж обычных автомобилей также значительно упали.