Сотовые операторы потеряли больше, чем приобрели

Автор фото: Тихонов Михаил
Девушка идет по проспекту и разговаривает по мобильному телефону.

Впервые сотовые операторы хором показали снижение своих абонентских баз по России. Ни один из них в I квартале 2015 года не набрал здесь клиентов больше, чем потерял.

Ни один сотовый оператор России не показал в I квартале 2015 года чистый прирост абонентов. То есть отток (число SIM-карт, которыми перестали пользоваться) оказался больше, чем приток (новые подключения). Об этом сообщает аналитическое агентство AC&M-Consulting, которое много лет получает от операторов данные по абонентским базам и обобщает их.
"Такая ситуация на моей памяти первый раз", — говорит аналитик агентства AC&M-Consulting Антон Погребинский, который запросто может вспомнить, что происходило на сотовом рынке в любой момент начиная с бурного роста 1998 года.
И действительно, фраза "all negative" на том месте в отчете, где обычно публиковалась диаграмма о наборе абонентов операторами, смотрится странно. Причем "all negative" не только по России, но и по Москве.
За один квартал в России стало меньше почти на 2 млн активных SIM-карт — 238,35 млн вместо 240,33 млн в IV квартале 2014-го. Почти 900 тыс. убыло из Москвы — осталось 39,1 млн. В Петербурге стало меньше на 200 тыс. SIM-карт. — 14,13 млн по итогам I квартала.
Однако в Петербурге отличился "МегаФон" — он единственный показал здесь чистый прирост абонентов. Какой именно, в AC&M не сообщают, но говорят, что небольшой.
В регионах небольшую добавку получил оператор МТС — компания оказалась единоличным плюсом на данном поле (это Россия за исключением двух крупнейших рынков — столичного и петербургского).
В целом, если учитывать всю территорию работы отечественных операторов, за I квартал по отношению к предыдущему улучшили свою клиентскую статистику только в МТС за счет роста в Узбекистане и небольшого увеличения на Украине. "МегаФон", "ВымпелКом" (торговая марка "Билайн") и Tele2 свои абонбазы облегчили.
Количество SIM-карт в сети — далеко не самый главный показатель успешности оператора. И связисты давно борются с гонкой за абонентами. Впрочем, SIM-карт в России продается по-прежнему много по сравнению с мировой практикой, говорит Антон Погребинский, так что на плохие продажи трудно списать удивительные результаты I квартала. Аналитики AC&M не берутся выделить один главный фактор, который "сделал" ситуацию. Среди причин — и насыщение рынка, и кризис, и большая маркетинговая активность операторов в IV квартале 2014 года — такой набор абонентов почти всегда ведет к скорым потерям.
Примерно о том же говорят в МТС: "Незначительное снижение нашей абонбазы в квартальном исчислении в двух столицах связано с сезонным фактором — коррекцией после экстраординарно высоких новогодних продаж, когда абоненты покупали новые гаджеты вместе с SIM-картами". И действительно, за IV квартал прошлого года МТС в России прирос сразу на 1,3 млн абонентов, "МегаФон" — почти на 700 тыс., но их конкуренты, очевидно, экстраординарности момента не оценили.
В "ВымпелКоме" о причинах скромных результатов I квартала думают следующее: "Во-первых, операторы стали более консервативно подходить в своей отчетности к активной абонентской базе. Во-вторых, надо учитывать сезонный фактор: активность продаж в IV квартале выше, чем в первом, соответственно, в первом выше и отток".
В компании подчеркнули, что показатель оттока "ВымпелКома" за год улучшился на 5 процентных пунктов, до 63%. В МТС сказали, что их показатель оттока стабилен в годовом исчислении — 10,1%. "МегаФон" и Tele2 не смогли этим похвастаться, так как не успели предоставить dp.ru свои данные.