Архитектурная экспансия

Крупнейшие студии Петербурга показали свои лучшие проекты за 2 года.

ВЭтнографическом музее проходит пятая биеннале "Архитектура Петербурга — 2015". Это самая престижная архитектурная выставка–фестиваль в городе. На ней главные архитекторы города показывают свои главные проекты. В этот раз биеннале собрала работы 15 студий.

В Петербурге не шуметь

"На этой выставке мы раз в 2 года отчитываемся перед горожанами о том, что сделали. Но это не просто отчет, это еще и диалог с городом. Не все воспринимают современную архитектуру, поэтому нужно разговаривать, объяснять", — говорит президент Петербургского союза архитекторов Олег Романов.
Но ярких зданий для Петербурга архитекторы представили совсем немного, в основном предпочитая отсылки к классике или модерну. Возможно, такое ощущение создалось еще и потому, что проекты, которые потенциально могут стать резонансными, авторы и застройщики часто предпочитают не показывать до последнего. "Здесь мы не хотим показывать то, что еще не согласовано до конца, особенно это касается центра города. Иначе градозащитники, не разобравшись, могут и скандалы устроить", — говорит глава студии Intercolumnium Евгений Подгорнов.
За сдержанность проектов высказывается новый главный архитектор Петербурга Владимир Григорьев. "Главная наша задача не растерять исторический центр, так, как это было сделано во многих городах. Я не считаю, что центр нуждается в каких–то взрывных идеях. Иногда говорят, что в него нужно внести некий энергичный импульс. Я считаю, что этого делать не нужно. А вот окраины — это место, где может появляться интересная, необычная и нетрадиционалистская архитектура, и это будет на пользу", — уверен он.
Судя по проектам для городских окраин, представленным на выставке, окраины продолжат развиваться по типовому сценарию — многоэтажные дома со множеством подъездов и с цветными фасадами, застройка в основном будет микрорайонами, а не кварталами. Хотя есть примеры интересных скандинавских решений фасадов и неожиданно уютных кварталов в Шушарах. А в пояснении к проекту АМР Олега Романова и вовсе написано, что "сверхзадача проекта — сформировать город–сад" и "сломать стереотип безликих параллелепипедов домов–заборов". Но это пока звучит так невероятно для Бугров, что хочется дождаться реализации. Из знаковых проектов для центра города на выставке впервые публично показали проект новой сцены МДТ — Театра Европы по проекту Михаила Мамошина. В прошлом году он уже обсуждался на градсовете, так что профессионалы с обликом нового здания были знакомы. Мастерская Владимира Григорьева и студия Земцова и Кондиайна показали свои варианты застройки судейского квартала на Петроградском острове, но концепции Максима Атаянца, которая и будет реализована, представлено не было. Еще два государственно–общественных проекта, которые должны быть реализованы в скором времени, — реновация Русского и Этнографического музея от мастерской Мамошина и приспособление бывшего Кадетского корпуса на Васильевском острове под нужды СПбГУ от "Студии 44" Никиты Явейна. Оба проекта предполагают, что почти все изменения произойдут в пространствах здания и с улицы заметны не будут.

Экспорт архитектуры

Во многом выставка получилась не про архитектуру Петербурга, как заявлено в названии, а про архитектуру петербуржцев. Интересно, что за пределами родного города петербургские архитекторы дают себе разгуляться и показывают, что проектировать необычные модернистские здания тоже умеют.
Михаил Мамошин кроме контекстуальных проектов для центра показал почти космический музейный комплекс в Салехарде, представляющий собой огромный стеклянный конус–чум и вытянутое здание для выставочного пространства в виде бивня, напоминающего змею.
У бюро "Б2" Феликса Буянова рядом с многоэтажными жилыми домами выставлены конкурсные проекты музея Гуггенхайма в Хельсинки. Здесь уже и консоли, и ломаные формы, и дерево со стеклом в одном варианте и преломляющееся здание, повторяющее морские волны или северное сияние, — в другом. Студия показала и претендующий на запоминание проект для Петербурга — офисно–деловой комплекс с небоскребом на пересечении Октябрьской наб. и ул. Тельмана. Но над этим проектом компания работает уже 7 лет.
Бюро "Студия 44" похвасталось завершенным проектом приспособления крыла Главного штаба для Эрмитажа и представило новые масштабные проекты вне Петербурга — концепцию развития исторического центра Калининграда, музея науки и техники в Томске, здание Минобороны Казахстана и Казахской национальной академии хореографии.
Лидером в экспансии в российские регионы стала студия "А–Лен" Сергея Орешкина: при активной работе в Петербурге она отметилась в Вологде, Уфе, Новосибирске, Саранске, Самаре и Корее.