Почему никого по-настоящему не интересует, кто виноват в смерти блокадницы в Кронштадте

Автор фото: Ермохин Сергей

Историк Лев Лурье - о том, почему никого по-настоящему не интересует, кто виноват в смерти блокадницы в Кронштадте.

Трагическая смерть восьмидесятилетней Раузы Галимовой стала общенациональным событием. В Кронштадте побывали корреспонденты всех федеральных каналов, большинства газет. Информационное эхо не утихает: социальные сети полнятся поисками виновных в гибели пенсионерки.
Галимова перенесла инсульт, судя по словам ее знакомых, у нее была болезнь Альцгеймера. Она была завсегдатаем "Магнита", жила по соседству. Как говорят, часто оставляла в магазине то сумочку, то сдачу. С ней было непросто, она не всегда могла сказать, что ей нужно, часто забывала, зачем пришла. Боюсь, что в "Магните" она вызывала раздражение: старость не радость. Работа в сетевом магазине — каторга. За утраченные продукты приходится платить персоналу, бывает, на это уходит до четверти заработка. Похоже, что руководство магазина решило проучить несчастную больную. Выждало момент и сдало ее полиции. Чтоб неповадно было. А она — умерла.
Это событие, думается, вызвало такой огромный резонанс по нескольким причинам. Во–первых, Галимова девочкой пережила блокаду в Кронштадте. Слово "блокадник" звучит особенно, как некое почетное звание, почти титул. Кажется, если бы старушка провела зиму 1941/42 года в эвакуации, шума было бы меньше. За смертью Галимовой не стоит государство: она не умерла в коридоре больницы или в доме престарелых, ее не сбил на пешеходном переходе чей–нибудь влиятельный сынок. Случай на острове Котлин позволяет морализировать, осуждать бездушие и своекорыстие, а это поднимает человека в собственных глазах. Кронштадтская трагедия не разъединяет общество, как, например, события на Украине. И "партия мира", и "партия войны" в национальной традиции — на стороне "маленького человека". Только и с одной, и с другой стороны гибель несчастной объясняется по–разному.
Журналист "Новой газеты" Аркадий Бабченко написал: "Что делает Великий Духовный Русский Мужик, работающий Охранником во Вставшей с Колен Великой Стране Духовных Скреп? Он свою же русскую бабульку — ту русскую бабульку, которую телевизор вовсю защищает от проклятых фашистов на Донбассе, — сдает в полицию. Именно этот великодуховный, вставший с колен народ сдает бабульку за пачку масла… Страна алкоголиков, нравственных идиотов и инфантилов. Скрепы в этой стране не знают границ. Орки".
Глупо пояснять, что русский народ — разный. Может старушку пожалеть, а может и обидеть. Если погуглить в Интернете, то можно найти множество аналогичных кронштадтскому случаев и в Европе, и в Америке. Магазинные охранники и полицейские — не всегда ангелы. Один русский мужик подает милостыню, жертвует на больных и убогих, переводит старушку через улицу и усыновляет сирот. Другой — матерится, хамит и вообще сволочь. То же самое и с французами, и с китайцами. Христос учит: ответственность всегда индивидуальна, никогда не коллективна.
В Интернете Бабченко ответила Татьяна Толстая: "Вы, Аркадий Бабченко, выразились так про мой русский 140–миллионный народ, стало быть, и про меня в том числе. Я тоже, очевидно, алкоголик, нравственный идиот и инфантил. Что ж, в отношении меня вы правы. Я, по–видимому, действительно нравственный идиот и инфантил".
Другой коллективный убийца, предложенный обществу, — предприниматели, капиталисты и прежде всего основатель и хозяин "Магнита" Сергей Галицкий. Петербургские коммунисты обратились к народу: "Мы бы призвали не посещать эту сеть, где набраны люди, которые так себя ведут. Просто не покупать там ничего, чтобы они прогорели к чертовой матери. Бойкот этой сети". А один из руководителей ЛДПР Ярослав Нилов заявил: "Имя "Магнит" на сегодня уже испачкано кровью". Самое время выкинуть на улицу тысячи ни в чем не повинных людей.
Полиция снимает с себя вину: наряд действовал по инструкции и даже уговаривал администрацию не поднимать шум и отпустить старушку домой. Своих подчиненных защищают и руководители торговой сети. Инициатор задержания, директор кронштадтского "Магнита" Ольга Морозова, ушла на бюллетень, исчезла из города и отключила телефон. Возбуждено уголовное дело.
Случившееся в Кронштадте — обыкновенная, рядовая трагедия. В традициях русской литературы — Акакий Акакиевич, Макар Девушкин, мальчик у Христа на елке. Делать из этого случая PR или идеологическое оружие — стыдно. Кто виноват в смерти Галимовой и виноват ли кто–нибудь, кажется, никого по–настоящему не интересует.