Спрос на отечественное

Геосинтетические материалы пока занимают небольшую долю рынка дорожного строительства, но спрос на них растет не менее чем на 10% в год. При этом подрядчики отдают предпочтение российским производителям.

В Евросоюзе полимеры уже стали основным материалом дорожного строительства. Их применяют, по данным компании "СИБУР", при закладке почти 90% дорог. В России же рынок геосинтетики занимает около 3%. Причем, по данным ЗАО "КПМГ", объем рынка дорожной инфраструктуры составляет почти 1 трлн рублей.
Однако в Северо–Западном регионе такой метод строительства используют достаточно часто: например, геосинтетики применялись в постройке КАД, участков трасс М–11 и А–121 "Сортавала", многих улиц Петербурга и др. Популярность таких материалов в Петербурге обусловлена еще и сложным грунтом: влажная и болотистая почва способствует быстрому разрушению дорог, построенных из природных материалов.

Спрос на российское

Как отмечает технический директор ООО "Геострой" Денис Мальцев, потребительский спрос на рынке геосинтетических материалов все заметнее склоняется в сторону российских производителей, которых в последние годы стало больше. "Похоже, что это обусловлено не столько экономическими причинами, сколько в целом трендом к импортозамещению, — рассуждает Денис Мальцев. — Но все же остаются материалы, которые вообще не производятся российскими компаниями". Однако в спросе на отечественную продукцию играет роль не только патриотизм. Роман Мушалов, руководитель проектов ГК "Миаком", добавляет, что производители обязаны успехом еще и нестабильному курсу валют, а также затратам на логистику. "К тому же импорт обычно требует крупных поставок — контейнерами или фурами, — говорит Роман Мушалов. — А компании, которые работают на внутреннем рынке, могут предоставить даже небольшое количество продукта".
Чаще всего в строительстве отечественных дорог используют нетканый геотекстиль (его доля на рынке, по данным компании "Геокаркас", достигает 50%), за ним следуют полиэфирные материалы. При этом стоимость одного типа материала различается в десятки раз, и для строительства временных дорог нередко используют менее качественные составляющие. "Мощности отечественных производителей загружены не полностью, несмотря на достаточный спрос, — говорит Юлия Румянцева, генеральный директор "СИБУР ГЕОСИНТ". — В основном это связано с качеством оборудования, продукции и географической концентрации. Однако рынок растет, и подрядчики начинают чаще делать выбор материалов на этапе раннего проектирования, исходя в первую очередь не из их стоимости, скорости доставки и др., а из технических характеристик материалов".
Итогом этого процесса становится замещение геосинтетиков, произведенных из вторичных полиэфиров, материалами из первичного полипропилена, то есть выбор продуктов премиального сегмента. При этом, отмечают в компании "СИБУР ГЕОСИНТ", геосинтетики позволяют снизить затраты на строительство дороги в среднем на 5 – 10% за счет меньшего расхода традиционных материалов (песка, щебня, гравия и др.), которые постепенно дорожают. По расчетам компании, при постройке двухполосной трассы при использовании геосинтетиков можно сэкономить от 500 тыс. рублей.

Куда приведут дороги

Рынок дорожного строительства, как и рынок производства геосинтетиков, глобализирован — заказы производителям и подрядчикам обычно поступают из разных регионов, локальных компаний, работающих только на свой регион, почти нет.
По данным исследования ЗАО "КПМГ", в целом главные тенденции рынка дорожного строительства — укрупнение и комплексность проектов, которая ведет к росту объемов контрактов, а также консолидации игроков рынка. Участниками последней становятся и производители геосинтетиков, которые заключают долгосрочные соглашения со строительными компаниями. Среди основных проблем рынка — недостаточное нормативно–правовое регулирование, поэтому участники также обсуждают возможность создания профессиональных сообществ, частно–государственного партнерства и дополнения законодательства.
"Но в целом эту отрасль никак нельзя назвать проблемной: рынок растет, растет число его участников, да и качество материалов, которые производят в России, в последние годы заметно выросло", — считает Денис Мальцев.
В последние годы мы наблюдаем рост объемов потребления геосинтетических материалов порядка 7–8% в год. Однако эти показатели обусловлены в целом увеличением объемов дорожно–строительных работ. Основными же барьерами, препятствующими интенсивному росту спроса в дорожной отрасли, можно назвать систему финансирования, минимизирующую использование качественных материалов, и отсутствие нормативно–правовой базы, регламентирующей применение геосинтетиков в дорожной отрасли. Активное регулирование отрасли и развитие нормативной базы может в значительной степени способствовать развитию рынка геосинтетических материалов. Следует отметить одну немаловажную деталь. Уже сегодня есть предпосылки замещения ряда геосинтетических материалов. Если до недавнего времени в дорожном строительстве применялась в основном импортная геосинтетика, то с развитием отечественных производств ситуация в корне изменилась. И сегодня российские производители готовы предложить геосинтетические материалы европейского качества со стабильными техническими характеристиками. А наличие производственных мощностей на территории РФ способствует дополнительной экономии за счет снижения логистических издержек.
Юрий Сухарев
генеральный директор ООО "ПКП Ресурс"