Стремление к экономии

Сложности в экономике снижают спрос на межкомнатные двери. Клиенты выбирают более экономичные варианты, и общее число заказов тоже падает.

Объем рынка межкомнатных дверей в Петербурге эксперты оценивают в 500 млн рублей — ежегодно есть более 50 тыс. заказов по средней цене чуть ниже 10 тыс. рублей. Это касается и дверей, которые застройщики устанавливают в квартирах, если сдают их уже с отделкой, и индивидуальных заказов.
Застройщики, как правило, выбирают самые простые и бюджетные варианты дверей, владельцы квартир подходят к вопросу более избирательно. Но по целому ряду причин объем рынка в этом году снижается.
Разброс цен на межкомнатные двери — от 1 тыс. рублей до бесконечности. Средняя цена на востребованные модели варьируется от 3 800 до 8 тыс. рублей за комплект, подсчитали в СТД "Петрович". Средняя стоимость дверей и комплекта услуг по их установке варьируется от 5 до 9 тыс. рублей, отмечают эксперты "Империя гранд".
Цена среднего заказа — 6–7 тыс. рублей за блок, рассказывает руководитель компании "Твои двери" Виктор Провоторов. Это двери с искусственным покрытием, износоустойчивым, которое не боится царапин и которое можно мыть. Из натурального дерева в таком варианте только каркас сосны, все остальное искусственное, говорит эксперт. Такое покрытие считается экологически чистым, гипоаллергенным, в отличие от покрытия ПВХ, которое не рекомендуется ставить, например, в детские или медицинские учреждения.

Посмотреть живьем

Теоретически дверь можно купить, не заказывая услуг по замеру и установке. Но таких случаев не много — по словам участников рынка, не более 25%. Такой вариант, как правило, интересует владельцев домов и квартир, где еще не было отделки. В этих случаях установкой дверей занимаются строительные бригады. Но большинство заказов комплексные: замер, подбор варианта, установка. Дополнительные услуги по замеру, доставке и установке обходятся покупателю в среднем в 4–5 тыс. рублей.
"Сначала специалисты приезжают в квартиру или офис и делают замеры, — объясняет Виктор Провоторов. — Потом покупатель может сам приехать в магазин или вызвать специалиста. Во втором случае мастер приедет с образцами продукции, и клиент выберет то, что ему больше нравится. При посещении магазина варианты можно будет посмотреть "живьем".
Если у двери нестандартные размеры или особые материалы, ждать изготовления и установки нужно будет около месяца. Но если это стандартный вариант, то дверь, как правило, есть на складе и забрать ее можно сразу. "Продавцы придают этому маркетинговому ходу очень большое значение, — отмечает эксперт. — Сначала такая тенденция стала популярной в Москве: то, что вам нужно, есть здесь и сейчас. Это важно, потому что многие люди не хотят ждать. Так продавцы удерживают клиента".

Средний сегмент

"Предложения на рынке можно разделить на три основных вида, — говорит директор по маркетингу компании "Империя гранд" Илья Васильев. — Есть двери экономкласса. Есть двери, которые занимают основную долю рынка — средний ценовой сегмент. Есть двери, которые в народе окрестили премиум–классом. Они занимают самую небольшую долю рынка. Самую большую часть рынка занимает средняя ценовая категория, это экошпонированные и ПВХ–покрытия, двери, облицованные либо искусственным срезом дерева (тонким слоем), либо покрытые натуральным деревом".
В этом году эксперты отмечают в первую очередь стремление клиентов экономить. "Средний чек по всем основным розничным сетям раньше был 42–43 тыс. рублей (за четыре–пять дверей), со всплесками до 49 тыс. рублей, а сейчас средний чек уменьшился до 39–40 тыс. рублей, — отмечает Виктор Провоторов. — Акцент, таким образом, сменился в экономсегмент. Растут продажи дверей из экошпона и ПВХ, недорогих альтернатив классическим дверям".
"В среднем по отрасли наблюдается падение 15–20%, такие данные приводят производители дверей в Петербурге, — рассказывает руководитель отдела снабжения СТД "Петрович" Владимир Самохвалов. — Происходит смещение спроса из дешевого и дорогого сегментов в сегмент средний и средний минус. Наблюдается замещение натуральных материалов шпона, массива на искусственный экошпон".
"Спрос в этом году снижается, — констатирует Илья Васильев. — Вероятно, это связано с последними событиями в экономике". Вместе с тем эксперт не ожидает более значительного падения спроса в обозримом будущем. "Как люди делали ремонт, так они и будут его делать. Пока не придумают какого–то интересного аналога межкомнатным дверям, все так и будет продолжаться: плюс–минус 15–20% спроса, в зависимости от ситуации в экономике". "Интерес потенциальных покупателей в 2014 году снизился настолько, что не было ни одного всплеска активности, — отмечает Виктор Провоторов. — Число запросов в "Яндексе" заметно снизилось в сравнении с прошлым годом".

Новые игроки

Кроме сокращения спроса есть и еще одна причина снижения средней цены. На петербургском рынке появляется все больше новых игроков из регионов, например, из Чувашии, Ульяновской области. Чтобы отвоевать себе долю рынка, им приходится начинать со снижения цен.
"Самая востребованная модель 2014 года — царговые двери, — говорит Владимир Самохвалов. — Такие двери состоят из дверного полотна, собранного из двух или трех вертикальных боковых и нескольких поперечных стоек — царг. Они изготавливаются из переклеенного или срощенного бруса хвойных пород древесины с МДФ. Царги могут покрываться натуральным шпоном или пленками (ПВХ, экошпон, ламинат). Преимущество царговых дверей — их модульность. При повреждении одной из частей двери ее можно легко заменить, чего нельзя предпринять в конструкции монолитной или щитовой двери".
Все более популярной становится продукция местного производителя. "В продажах дверей из натуральных материалов сильно влияние национального бренда. Белорусские двери ассоциируются у потребителя с качеством, и не напрасно. Активнее стали продаваться двери в полной заводской готовности. В последнее время на рынке сильно ощущается активность местных производителей, чего не было заметно раньше", — рассказывает Владимир Самохвалов.
Причина востребованности продукции местного производства проста — это цена. По словам экспертов, российские производители почти полностью заняли нишу эконом-класса. Чем больше люди задумываются об экономии, тем выше доля продаж местных компаний.

Разные тенденции

Раньше значимым критерием при выборе межкомнатных дверей была экологичность. Участники рынка рассказывали, что этим интересовался едва ли не каждый второй покупатель. Сейчас об этом задумываются только клиенты, готовые платить за двери много, а все остальные стали менее разборчивыми.
"Трендом грядущего сезона, так же как и уходящего, можно считать белые двери, двери цвета "капучино", "беленый дуб", "ясень", — перечисляет Владимир Самохвалов. — Популярными остаются двери цвета "венге". Среди дверей из массива древесины и шпонированных дверей хорошо себя показали цвета "светлый дуб" и "орех".
Чтобы ответить на запросы клиентов, производители и продавцы стараются учесть и их желание приобрести классический продукт, и немного сэкономить. Эксперты уверены, что ключевые игроки рынка будут с интересом и некоторым опасением смотреть на разные тенденции, на уже проверенные классические модели, в более дешевом исполнении.