"Деловой Петербург". Экспедиция на темную сторону налогообложения

Автор фото: globallookpress

 

Признаки кризиса в той отрасли, с которой работает моя фирма (а это грузоперевозки), стали заметны еще 2 года назад, так что я не связываю его с санкциями. Это кризис системный, и проблемы, образующие его, накапливались годами. Просто сейчас они набрали критическую массу и стали очевидными.
Первая явная тенденция — это массовое разорение экспедиторов, посредников между крупными заказчиками транспортных услуг и многочисленными перевозчиками–ИП. У меня еще недавно было 10 постоянных клиентов из этой категории компаний. Прошло полгода — теперь нет ни одной. Часть фирм брошена и банкротится, часть сокращает расходы, в том числе и на правовую поддержку.
Но неплатежи со стороны заказчиков, которые становятся причиной банкротства экспедиторов, — это лишь вершина айсберга проблем. Казалось бы, что тут такого, если обанкротился десяток–другой посредников? Рынку от этого ни холодно ни жарко. Но только эти посредники, по сути, — единственная возможность для взаимодействия малого бизнеса с крупными заказчиками. Завод не будет заключать 100 договоров с мелкими перевозчиками, он лучше заключит три–четыре договора с экспедиторами, которые, в свою очередь, работают с двумя–тремя десятками ИП. К тому же заказчики все платят НДС и, конечно, склонны переложить обязанность по его уплате на поставщика. А как на него переложишь, если он платит ЕНВД? Никак. И создается экспедитор — связка из двух ООО, одно из которых берет на себя обязанность платить НДС, риски работы с ИП, страхование грузов и т. п., а второе привлекает заказы.
Когда денег было много, эта схема работала исправно: экспедитору было легко конкурировать по ценам с крупными автотранспортными холдингами, которые помимо накладных расходов, связанных с содержанием большого автопарка, должны еще и обслуживать кредиты или платить за лизинг.
Но уже 2 года рынок падает. По итогам 2013 года продажи услуг перевозчиков сократились на 15–20%, и в 2014 году этот тренд, очевидно, только прогрессирует. Накапливаются неплатежи со стороны заказчиков, в то же время страховщики платят лишь по суду, а страховые случаи (в первую очередь воровство грузов), наоборот, учащаются. При этом ИП работают только по предоплате. В результате у экспедиторов возникают кассовые разрывы, которые невозможно покрыть при низких оборотах. Остается одно: перерегистрировать фирму, условно говоря, на бомжа и бросить ее, создав вместо нее новое ООО. ИП продолжат работать с новой фирмой, а заказчик ничего не заметит: у него контракт со второй фирмой из связки. В проигрыше государство, которое вынуждено банкротить пустые ООО с миллионными долгами по НДС и подсчитывать недополученные бюджетом деньги.
Государство активно борется с последствиями: усложняет продажу ООО, ставит барьеры для регистрации и ликвидации фирм. И никто не пытается устранить причину — конфликт двух систем налогообложения, из–за которого сотрудничество малого и большого бизнеса невозможно без таких сомнительных правовых конструкций.