"Деловой Петербург". Антитабачный закон сократит количество табачных брендов, а не курильщиков

Вступление в силу антитабачного закона не приведет к существенному сокращению объемов выпуска сигарет.  Объем производства в РФ стабильно держится в районе 405–415 млрд штук сигарет в год. Эксперты прогнозируют сокращение числа брендов, рост продаж нелегальной продукции и лекарств с никотином.

Согласно подписанному в феврале этого года президентом Владимиром Путиным антитабачному закону, с июня в России начнет действовать запрет на курение в общественных местах, на продвижение сигарет и любую рекламу деятельности производителей табака.

Лояльные клиенты

Эксперты считают, что снижения объемов производства в результате действия закона в ближайшие годы не произойдет. "Чего только за последние годы ни делали: запретили наружную рекламу сигарет, увеличили акцизы, ввели крупные предупреждения о вреде курения на пачках сигарет. Это никак не сказалось на объемах производства: уровень производства стабильно держится в районе 405–415 млрд штук сигарет в год", — говорит главный редактор журнала "Русский табак" Максим Королев.
Впрочем, объективно оценить объемы производства и потребления табака непросто: оценки различных источников существенно отличаются. Так, по данным аналитиков из компании BusinesStat, в 2011 году в России было 57 млн курильщиков, по данным Минздрава — всего 44 млн. Росстат подсчитал, что в 2011 году в России произведено 398 млрд штук сигарет, ассоциация "Табакпром" — 415 млрд штук.
Сами табачники уверяют, что ежегодно объем рынка сигарет в России сокращается не более чем на 3%. Об этом сообщил генеральный менеджер Japan Tobacco International (JTI) в России Кевин Томлинсон.
В самой JTI, правда, снижение производства значительно меньше: в 2012 году на всех российских предприятиях компании было произведено 145,3 млрд сигарет, что на 0,07% меньше 2011 года. Два российских завода Philip Morris International Inc. в совокупности выпускают ежегодно около 90 млрд сигарет, фиксируя снижение производства не более чем на 2–3% в год.
Менеджер по нормативному регулированию и взаимоотношениям с органами власти Александр Александров из Imperial Tobacco Sales and Marketing считает, что ожидать ощутимого падения потребления табака (на 20–30%) в России можно будет не ранее чем через 10–15 лет. В большей степени этот процесс будет связан с естественным сокращением потребителей, чем с антитабачными мерами.

Бренды по памяти

Гораздо заметнее должно стать перераспределение сил производителей на рынке и сокращение числа сигаретных марок, предполагают эксперты.
"Когда запретят рекламу и продвижение брендов, будет невозможно появление новых марок и вхождение на рынок новых игроков", — говорит директор по коммуникациям Japan Tobacco International в России Анатолий Верещагин.
По словам Максима Королева, сейчас у каждого производителя по 20–30 брендов, в целом в России продается около 300 brandfamily сигарет. "Учитывая разновидности, этот показатель превысит тысячу, — говорит он. — После вступления в силу антитабачного закона у крупнейших производителей останется по несколько наиболее популярных брендов".
Александр Александров считает, что без маркетинговой поддержки в зоне риска исчезновения могут оказаться те марки, которые занимают менее 15% от объемов лидера в своем ценовом сегменте. Это 45–65% марок, представленных на российском рынке.

Табак из Белоруссии

Кроме того, производители уверяют, что антитабачные меры приведут к росту нелегальной торговли табаком.
"Уже сейчас мы наблюдаем некоторый рост нелегальной торговли в России, так как на волне повышения акцизов разница в цене на российскую продукцию и на сигареты из соседних стран становится существенной", — говорит директор по корпоративным отношениям "БАТ Россия" Александр Лютый. По его словам, средняя цена в России составляет 38 рублей за пачку, а в Белоруссии и Казахстане это 22 и 24 рубля соответственно. "Эта разница стимулирует дельцов нелегального рынка, которые пользуются ситуацией с отсутствием таможенных постов на границе с Белоруссией и Казахстаном", — отмечает Александр Лютый.
Под действие нового закона подпадают также электронные сигареты, жевательный табак и кальян. По мнению экспертов, этот рынок не такой существенный по объемам.
Однако часть никотиносодержащей продукции все же выпала из внимания законодателей. Например, продающиеся в аптеках жвачки, пластыри, таблетки для желающих бросить курить и другие медикаменты, содержащие никотин. В Госдуме уже обсуждается внесение поправок в антитабачный закон, которые запретят торговлю и этими препаратами.