Компания "ЭкспоФорум", подконтрольная структурам "Газпрома", претендует на 30% регионального рынка делового туризма

Автор фото: Яндолин Роман
Многофункциональный комплекс "Аэропортсити Санкт-Петербург". Ифраструктура гостиницы "Crowne Plaza". Зал для конференций.

Компания "ЭкспоФорум", которую контролируют структуры "Газпрома", выводит на туристический рынок Петербурга свою "дочку" — "ЭкспоФорум–Интернэшнл". Учитывая, что к концу 2013 года в распоряжении "ЭкспоФорума" будет крупнейший в регионе конгрессно–выставочный комплекс, его "домашний" туроператор может взять под контроль 30% местного рынка делового туризма.

Как стало известно dp.ru, в октябре в реестр туроператоров Федерального агентства по туризму была включена компания "ЭкспоФорум–Интернэшнл" — "дочка" компании "ЭкспоФорум", которая строит одноименный конгрессно–выставочный центр стоимостью $1 млрд и площадью 100 тыс. м2 в районе Пулково.
Генеральный директор ООО "ЭкспоФорум–Интернэшнл" Жанна Воронкова до этого возглавляла департамент зарубежных мероприятий в компании "ЭкспоФорум". Генеральный директор "ЭкспоФорума" Анатолий Еркулов подтвердил, что новая фирма займется туристическим обслуживанием участников и посетителей конгрессов и выставок в Петербурге.
"Но еще до ввода нашего конгрессного комплекса в строй (намечен на конец 2013 года) "ЭкспоФорум–Интернэшнл" будет обслуживать в год не менее 1,5 тыс. участников и посетителей выставок, проходящих в "Ленэкспо", — пояснил Анатолий Еркулов. Напомним: акционеры "ЭкспоФорума" с 2010 года владеют контрольным пакетом "Ленэкспо", а сам "ЭкспоФорум" арендует его площади до декабря 2013 года.
Исторически Петербург воспринимается как место традиционного туризма, а конференции, конгрессы чаще проводятся в Москве. Развитию бизнес–туризма у нас препятствует неготовность города — отсутствие больших современных площадей. Во время проведения ПЭФ не хватает машин, гидов. Запуск "ЭкспоФорума" даст толчок развитию делового туризма, а новый туроператор получит преимущество в виде приоритетного размещения в новом выставочном центре. Но, скорее всего, "ЭкспоФорум–Интернэшнл" будет развиваться за счет расширения рынка, а не перетока существующих клиентов.
Елена Кастенссон
исполнительный директор компании "Русские просторы"

Навстречу ПЭФу

"Уже в следующем году мы планируем принять участие в конкурсе на туристическое обслуживание крупнейшего делового мероприятия города — Петербургского экономического форума, который ежегодно посещают до 5 тыс. гостей", — сообщила Жанна Воронкова.
Учитывая, что единственная площадка, подходящая для проведения такого мероприятия, находится в собственности "ЭкспоФорума", у нового игрока туристического рынка высокие шансы на успех.
В сферу ответственности компании, по словам Жанны Воронковой, войдет также организация петербургских экспозиций и бизнес–делегаций за рубежом. Сейчас вместе с Минпромторгом фирма организует российскую экспозицию на Международной индустриальной выставке, которая пройдет в декабре в Джакарте. "Мы работаем напрямую с гостиницами и транспортными компаниями. Можем организовывать и чартерные перевозки", — добавила она.

Конкуренты спокойны

В прошлом году Петербург посетило 2,6 млн иностранных туристов, что на 13% больше, чем годом ранее. В том числе с деловыми целями — 890 тыс. человек, что на 17% больше показателя 2010 года.
Лидерами петербургского рынка делового туризма являются компании Zelenski Corporate Travel Solutions, UTS Travel, Nicko Travel Group, HRG Russia, ATH Business Travel Solutions.
Емкость сегмента рынка эксперты оценить не решились, но заявили, что, несмотря на его рост в этом году примерно на 30%, рекордного уровня 2008 года он пока не достиг. Тогда благодаря инвестиционной политике властей оборот российского рынка делового туризма оценивался в $400–500 млн. Петербург на тот момент занимал 10% российского рынка.
По мнению экспертов, новая компания, созданная собственником крупнейших площадок города, сможет в перспективе претендовать на 30% сегмента бизнес–туризма региона.
"Однако переманить крупных клиентов новому игроку будет сложно. У давних участников рынка заключены долгосрочные контракты. Их условия не позволяют менять партнера", — анонимно заявил представитель одной из крупных фирм бизнес–туризма. По его словам, рост рынка происходит за счет компаний, которые впервые пользуются услугами туроператоров для организации бизнес–поездок.
"Основные проблемы делового туризма — неудобный визовый режим, инфраструктурные проблемы. Но ситуация улучшается, поскольку власти обратили внимание на проблемы пропускных точек — "Морского фасада" и нового терминала Пулково", — говорит директор Северо–Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии (РСТ) Татьяна Гаврилова.
"Развитие делового туризма мы рассматриваем как инструмент выравнивания спроса в течение года. Городу необходимо увеличивать число конгрессно–выставочных и деловых мероприятий российского масштаба, а также событий международного значения", — заявили dp.ru в комитете по инвестициям и стратегическим проектам Смольного.

И рад бы — да негде

Пока общая площадь выставочных и конференц–площадей в городе, по данным экспертов Astera, — около 150 тыс. м2 (выставочных из них — около 70 тыс. м2).
Крупнейшая специализированная площадка — "Ленэкспо" (43,4 тыс. м2), но, поскольку она морально и технически устарела, загрузка ее площадей по году составляет всего 30?%. Другие крупные площадки, которые можно использовать под выставки, — СКК (10 тыс. м2) и "Манеж" (4,4 тыс. м2). Львиная доля предложения приходится на площадки площадью 3–4 тыс. м2: концертные залы и спортивные объекты, которые ориентированы на экспозиции и шоу, но мало пригодны для деловых мероприятий. Дефицит площадей в сегменте оценивается в 100 тыс. м2. До кризиса в городе были заявлены проекты на 300 тыс. м2 площадей, но все они, кроме "ЭкспоФорума", остались на бумаге.
Предложение площадей для конференций формируют в основном гостиницы. "В Петербурге более 40 отелей, которые предлагают в аренду 250 залов общей площадью около 30 тыс. м2", — говорят аналитики "Colliers Int. Петербург". Оценка потребности региона в конгрессно–выставочной недвижимости базируется на объеме валового регионального продукта. Для Европы средний показатель — $2 млн на 1 м2 площади, для России — примерно $500 тыс. на 1 м2.
"Около 50% опрошенных российский компаний готовы проводить деловые мероприятия в Петербурге при наличии оборудованных площадок", — утверждают эксперты Jones Lang LaSalle, которые анализировали спрос на услуги конгресс–центров в Петербурге.