В Ленобласти за 2011 год закрылось 690 торговых предприятий, не выдержавших конкуренции с крупными сетями

Автор фото: Яковлева Елена

После многолетней борьбы за лучшие места в Петербурге продуктовые ретейлеры ринулись в Ленобласть. С их приходом местные магазины, не выдерживая конкуренции, закрываются.

В 2011 году в Ленинградской области закрылось 690 местных предприятий, занимающихся оптовой и розничной торговлей. При этом оборот розничной торговли продуктами питания, включая напитки и табачные изделия, вырос почти на 6% и составил 93,2 млрд рублей. Сети только за январь 2012 года умудрились увеличить свою долю в общем обороте розничной торговли региона на 5%, до 44%. Этот рост сопоставим с показателями за весь 2011 год.
В настоящее время на территории Ленинградской области работает 276 магазинов крупных сетей. Из них 41 открылся в прошлом году. Приход сетей в маленькие города и населенные пункты вынуждает мелкий бизнес закрывать свои магазины. Это неудивительно, потому что федеральные сети закупают товар большими объемами, в результате у них на полках цены значительно ниже.
"Мы закупаем на оптовых базах товар по таким ценам, по которым сети у себя в магазинах продают. В федеральных сетях на многие товары цены на 15-20% ниже, чем у местных продавцов", - сетует собственница шести магазинов "Виктория" в Кингисеппе Нина Говоркова, отмечая, что в 2011 году в Кингисеппе закрылось девять магазинов "Всенародный", по три-четыре объекта закрыли ИП Бабаян и ИП Виноградский.
"Открытие сетевых магазинов - это удар по нашим предприятиям розничной торговли и небольшим производителям", - говорит начальник отдела поддержки предпринимательства и потребительского рынка Выборгского района Ленобласти Татьяна Кочеткова. При этом она отмечает, что "население, конечно, довольно приходом сетей".
По словам заместителя генерального директора ОАО "ХК "Петрохлеб" Галины Казанцевой, в Гатчине число партнеров, которым компания поставляла хлебобулочную продукцию, сократилось на 40 торговых точек, в Тихвине - на 35. При этом процент реализации через сетевую розницу у "Петрохлеба" растет. Так, в 2009 году "Петрохлеб" реализовал через сети товаров на 280 млн рублей (общая выручка - 1,5 млрд рублей), в 2011 году - уже на 450 млн рублей.
"Закрытие мелких магазинчиков на нашем бизнес сказывается очень негативно, так как сетям мы порой поставляем товар по цене на уровне себестоимости", - говорит Галина Казанцева.
Коммерческий директор ООО "Галактика"(производитель молочной продукции) Сергей Чалов отметил, что в Петербурге через сети компания реализует 60% своей продукции и 40% - через несетевые магазины, в Ленобласти, наоборот, пока только 40% - через сети. "Уверен, что в перспективе пропорция реализации в Ленобласти станет такой же, как в Петербурге", - прогнозирует Сергей Чалов.
Владельцы региональных магазинов, понимая, что не выдержат конкуренции с той же "Пятерочкой" или "Дикси", предпочитают сдавать свои помещения им в аренду. Это приносит больше денег, чем торговля продуктами питания. Те предприниматели, чьи площади не подходят для сетевой торговли, вынуждены закрываться и искать другие сферы.
В Петербурге, где на долю продуктовых сетей приходится 52% оборота розничной торговли, привлекательных мест для открытия новых магазинов осталось не так много, как еще несколько лет назад. Крупные сети в этом году планируют открывать в Петербурге по 10-15 магазинов, а в других городах Северо-Запада - в разы больше. Так, "Народная семья" откроет за пределами Петербурга примерно 50 магазинов, "Пятерочка" - не менее 80, "Полушка" - не менее 40-50. Причем сети открываются в населенных пунктах с численностью населения от 10 тыс. человек. В Гатчине, например, 171 предприятие розничной торговли, из них 17 - это торговые сети.
"Наши розничные магазины не могут конкурировать с сетями и вынуждены закрываться", - говорит начальник отдела потребительского рынка администрации МО "Город Гатчина" Елена Фараонова. Она отметила, что из гатчинских торговых компаний себя более-менее уверенно чувствует сеть "Как сыр в масле!", насчитывающая 13 магазинов, остальные потихоньку умирают.
От прихода сетей страдают не только владельцы маленьких магазинчиков, но и небольшие производители продуктов питания, так как теряют рынок сбыта. Татьяна Кочеткова рассказала, что в Выборгском районе сельхозпроизводители и крестьянско-фермерские хозяйства для реализации своей продукции стали объединяться и покупать автолавки (в 2011 году открыли восемь автолавок).
Кроме того, производители думают над открытием собственных магазинчиков. Коммерческий директор ООО "Мясокомбинат Нейма" Екатерина Чичук сообщила, что с сетями работать очень сложно по разным причинам, в том числе из-за высоких штрафов. Поэтому мясокомбинат рассматривает вопрос создания собственной сети.
Владельцы федеральных продуктовых сетей последние несколько лет неоднократно заявляли о том, что сети со временем вытеснят все маленькие магазинчики и это нормальный рыночный процесс.
По мнению владельца краснодарской сети "Магнит" Сергея Галицкого, в ближайшие годы малому бизнесу вообще придется уйти из продуктового ретейла. "Издержки небольшого магазина все равно будут несоизмеримо выше издержек крупной сети, никакой конкуренции здесь быть не может", - сообщил он в феврале на одном из деловых форумов.
Эксперты говорят, что вытеснение мелких продавцов по мере роста крупных сетей - процесс закономерный и неизбежный. "Это видно на примере развития мирового ретейла, будь то Западная, Восточная Европа или страны Африки", - говорит аналитик "ТКБ Капитал" Наталья Колупаева.
Теперь это осознали и чиновники. Понимая, что тенденция закрытия местных магазинчиков продолжится, они рекомендуют малому бизнесу­ выбирать другой ассортимент или уходить в другие ниши, например в сферу услуг.
По данным комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленобласти, лидером по количеству магазинов в регионе являются "Пятерочка" (102 магазина), затем идут "Дикси" (43) и "Магнит" (40). Также на территории области активно развиваются "Народная семья", Великолукский мясокомбинат и "Полушка".