Всеволод Чаплин хочет ужесточить наказание за оскорбление религиозных чувств

Автор фото: ИТАР-ТАСС
Россия. Москва. 15 июля. Протоиерей Всеволод Чаплин на приеме в честь национального праздника Франции — Дня взятия Бастилии.

Протоиерей Всеволод Чаплин предложил ужесточить наказание за оскорбление религиозных чувств. Реакция ряда блогеров на "панк-рок" в храме Христа Спасителя – еще более жесткая, чем у РПЦ.

Глава синодального отдела по взаимоотношениям РПЦ и общества Всеволод Чаплин предлагает ужесточить законодательную норму об оскорблении религиозных чувств. "Существующая норма, конечно, крайне мягкая, потому что речь идет о действиях, способных взорвать ситуацию в стране", заявил Чаплин в интервью "Интерфаксу".
Сейчас статья 5.26 Кодекса об административных правонарушениях (оскорбление религиозных чувств) влечет наложение штрафа в размере от пятисот до тысячи рублей. "Убежден: эту норму нужно перенести в уголовный кодекс. И вот теперь давайте спросим политиков, готовы ли они это сделать. А также — осуждают ли совершенную акцию. Те, кто не осудит, могут перестать рассчитывать на поддержку православных", без обиняков заявил протоиерей.
"Вчерашняя выходка в Храме Христа Спасителя ставит перед всеми нами серьезную проблему. Мы не можем и не будем жить в государстве, где такие выходки возможны. Значит, государство после этой выходки должно измениться", отметил Чаплин.
Напомним, что инцидент, который стал поводом для этих заявлений, произошел во вторник. Пятеро участниц феминистской панк-группы Pussy Riot в эпатирующей одежде прошли в храм Христа Спасителя под видом прихожанок, установили оборудование и успели спеть несколько куплетов "песни" "Богородица, Путина прогони". Происходило все это прямо перед царскими вратами. "Песня" выражает протест против РПЦ и премьер-министра: в ней упоминаются курс основ православной культуры, "лимузины священнослужителей" и "вера патриарха в Путина". Через несколько минут нарушители порядка были задержаны охранниками храма и выведены на улицу. Там им удалось скрыться.
Блогеры, вне зависимости от конфессиональной принадлежности, считают акцию хамством и глупостью. "Оппозиционные маргиналы устроили очередную провокацию. Теперь уже с элементами богохульства. Они глумятся над тем, что является основой культуры и государства. Тогда пусть не обижаются, когда мы начнем отвечать", - написал Олег Кашин.  "Мерзкое в акции музпанкотроллей то, что по-настоящему они задели именно тех, кто верит глубоко и кто никогда из-за веры им не ответит. У меня нет пиетета перед зданиями и символикой. Но не считаю правильным, когда отплясывают чечетку на чувствах других", отметил Олег Козырев.
"Выходка бесноватых женщин вызывает очень сильные эмоции. Каков должен быть ответ? Где грань мерзости? Чем эти бесноватые отличаются от осквернившего могилу неизвестного солдата?", вопрошает Владимир Соловьев. "У нас очень добрая религия. Иначе их бы уже разорвали в тряпки", пишет Иван Охлобыстин.
Сам участницы группы при этом говорят, что их акция является политической, а оскорблять чувства верующих они якобы не хотели. "Раз мирные стотысячные демонстрации не дают немедленного результата, мы будем перед Пасхой просить Богородицу поскорее прогнать Путина. В прошлое воскресение [одна из участниц группы] Серафима вернулась из Храма и потребовала, чтобы все солистки срочно обучились византийским знаменным распевам. "Сегодня во время заутрени я поняла о чем и как нужно просить Богородицу, чтобы что-то наконец сдвинулось в нашей бездуховной земле" - сообщила Серафима", пишет автор блога Pussy Riot. Наблюдатели видят в этих словах игру в юродство, если не новое "оскорбление религиозных чувств".
Участницы группы отмечают, что они за православие, но против патриарха. "Последние 12 лет в отношениях Церкви и государства Святейший считает "чудом". Мы с ним полностью согласны - такого чуда давно не было на Руси. Мало того, что государственной властью захвачены все СМИ, так еще Путин заявляет, что православию-де недостаточно времени и места уделяется в газетах и на ТВ, и это надо срочно исправить. Тошнит от того, что Патриарх беззастенчиво агитирует за Путина, уже сейчас обращаясь к нему как к Президенту России и говоря о том, что Путин якобы "исправил кривизну истории". Если Путин что-то и исправил, то это карманы свои приближенных - например, карман Святейшего Кирилла", пишет автор блога группы. Однако православия без патриарха, как напоминают комментаторы, не бывает.
Часть наблюдателей разделяют недовольство деятельностью РПЦ и особенно тем, как ведет себя в ходе предвыборной кампании патриарх. "РПЦ словно сама накликала акцию Pussy Riot. Слишком циничной и неприкрытой была поддержка режима. Аккуратнее надо", пишет InNatlandia. "По-моему, вина РПЦ здесь не меньшая, чем музыкантов. Зачем  подавать недвусмысленные сигналы, что не стоит прихожанам ходить на митинги? Зачем фактически участвовать в предвыборной кампании одного из кандидатов? Войдя в выборную кампанию, они сами выставили церковь как инструмент одной из сторон. Не надо было этого делать", считает Марат Гельман.
С другой стороны, все это не основание для хамских выходок, пишут блогеры. "Мое отношение к акции отрицательное. Художник имеет право на критику РПЦ, имеет право на уничтожительную, оскорбительную критику института. Но храм, вне зависимости от того, воры ли, агенты ли КГБ его служители, воспринимается воцерковленными людьми, как свое сакральное пространство. Художник же имеет полную свободу в художественном пространстве. Даже когда он выступает в профанном, он уже должен соизмерять свой художественный жест с совершаемым поступком, не говоря о сакральном", продолжает Гельман.
Поскольку "песня" Pussy Riot была посвящена политической ситуации в стране и сама группа называет себя оппозицией, часть наблюдателей проводят параллели между этой "оппозицией" и оппозицией с Болотной площади. "Я правильно понимаю, что б-ди, которые сегодня танцевали в храме - активные сторонницы Навального и прочих "революционеров"?", - депутат Роберт Шлегель ищет в случившемся "руку РосПила".
Однако реакция Алексея Навального на инцидент в храме Христа Спасителя была куда более ортодоксальной, чем у некоторых священников. Во вторник дьякон Андрей Кураев предложил видеть в случившемся элемент карнавала: "Будь я ключарем этого Храма, я бы их накормил блинами, выдал по чаше медовухи и пригласил бы зайти вновь на Чин Прощения. Учиненное ими, конечно, безобразие, но - законное безобразие. Масленица на дворе. Время скоморошества и перевертышей".
Навальный же считает, что вопрос надо ставить куда жестче: "Я всегда подозревал, что развратные либералы с жестокими ментами - друзья братья. дикая ненависть к верующим, бросающим пить и развратничать. Это и есть ненависть сатанинско-либерального Запада к миру веры и человеческого достоинства. "Православный миссионер" просто показал себя мерзким язычником, утверждая, что алтарь православного храма - место "скоморошества"".
Мнения блогеров о том, следует ли ужесточать наказания за оскорбление религиозных чувств, расходятся. Однако сами акции несомненно являются оскорблением, и какое-то наказание за них должно следовать, отмечает Тигран Кеосаян: "Выходка панк-группы в храме - чистая хулиганка. Власть, не наказывая по закону, проявляет опасную беспечность. Провоцируется рукопашная".
Блогеры-священники при этом напоминают о заповеди любви и просят проявлять в таких ситуациях больше терпения. "Сколько еще мы будем вести себя как дрессированные собачки, послушно начинающие смешно и беззубо лаять в ответ на команду? Ясно, что агрессивные  выкрики церковников  вослед акции входят в замысел самой акции и являются ее главной целью. Технология проста: вывести человека до каления, заснять эту его несимпатичную реакцию и потом демонстрировать ее всему миру, поясняя: "мы то просто песенку… А в ответ нам вы видите что!!". Так что моя позиция и моя просьба просты: православные, пожалейте Церковь! Если ее не жалеют феминистки, то вы то могли бы более бережно относиться к Ней", пишет дьякон Кураев.