00:0007 ноября 200800:00
32просмотров
00:0007 ноября 2008
Древнегреческий баснописец Эзоп, раб, отпущенный на свободу, был казнен за длинный язык, а великий испанец Диего Веласкес сделал его героем картины.
На
картине рядом с Эзопом изображены лохань и тряпка - намек на повседневные
занятия раба, а также золотая чаша, в краже которой его обвинили жрецы храма
Аполлона.
Наряду с «Эзопом в Эрмитаже впервые в России выставляется полотно
Веласкеса «Менипп. Обе работы прибыли по обмену с мадридским Национальным
музеем живописи и скульптуры Прадо. По словам директора Государственного
Эрмитажа Михаила Пиотровского, музеи обменялись достойными произведениями
искусства: в Мадрид временно отправилось «Святое семейство Рембрандта.
Эти
картины всегда привлекали к себе внимание значительностью образов и мастерством
исполнения. Их гравировал Франсиско де Гойя, на них ориентировался Эдуард Мане,
создавая своих «Философов, с них делали копии отечественные живописцы, в том
числе Илья Репин.
Философ-киник Менипп, живший тремя веками позже Эзопа,
также был вольноотпущенным рабом, сумел разбогатеть, занимаясь ростовщичеством,
однако затем разорился и повесился. Как и все киники, философ-ростовщик отрицал
ученые знания - на картине он попирает книги, лежащие у его ног. Однако его
финансовый и духовный кризис может служить назиданием и сегодня.
Диего
Веласкес, прославившийся довольно рано именно как портретист (художник начал
работать при дворе короля Филиппа IV всего в 24 года), показывает величественные
фигуры мудрецов-нищих с низкой точки, они взирают на мир как бы свысока.
Античные мудрецы, осовремененные художником, с вызовом и скепсисом смотрят на
зрителя.
Считается, что «Эзоп и «Менипп были написаны Веласкесом для
королевского охотничьего павильона Торре де ла Парада, построенного в 1636 году.
Предположительно, обе картины, а также полотно «Марс, на котором бог войны
изображен в образе задумчивого немолодого человека, сидящего на постели, были
частями триптиха: все три работы одного размера и представляют античные сюжеты в
нестандартной трактовке.