Обменяли Рембрандта на Веласкеса

Древнегреческий баснописец Эзоп, раб, отпущенный на свободу, был казнен за длинный язык, а великий испанец Диего Веласкес сделал его героем картины.

На картине рядом с Эзопом изображены лохань и тряпка - намек на повседневные занятия раба, а также золотая чаша, в краже которой его обвинили жрецы храма Аполлона. Наряду с «Эзопом в Эрмитаже впервые в России выставляется полотно Веласкеса «Менипп. Обе работы прибыли по обмену с мадридским Национальным музеем живописи и скульптуры Прадо. По словам директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского, музеи обменялись достойными произведениями искусства: в Мадрид временно отправилось «Святое семейство Рембрандта. Эти картины всегда привлекали к себе внимание значительностью образов и мастерством исполнения. Их гравировал Франсиско де Гойя, на них ориентировался Эдуард Мане, создавая своих «Философов, с них делали копии отечественные живописцы, в том числе Илья Репин. Философ-киник Менипп, живший тремя веками позже Эзопа, также был вольноотпущенным рабом, сумел разбогатеть, занимаясь ростовщичеством, однако затем разорился и повесился. Как и все киники, философ-ростовщик отрицал ученые знания - на картине он попирает книги, лежащие у его ног. Однако его финансовый и духовный кризис может служить назиданием и сегодня. Диего Веласкес, прославившийся довольно рано именно как портретист (художник начал работать при дворе короля Филиппа IV всего в 24 года), показывает величественные фигуры мудрецов-нищих с низкой точки, они взирают на мир как бы свысока. Античные мудрецы, осовремененные художником, с вызовом и скепсисом смотрят на зрителя. Считается, что «Эзоп и «Менипп были написаны Веласкесом для королевского охотничьего павильона Торре де ла Парада, построенного в 1636 году. Предположительно, обе картины, а также полотно «Марс, на котором бог войны изображен в образе задумчивого немолодого человека, сидящего на постели, были частями триптиха: все три работы одного размера и представляют античные сюжеты в нестандартной трактовке.