00:0007 ноября 200800:00
20просмотров
00:0007 ноября 2008
СПб. В условиях жесткой конкуренции в разных сегментах рынка коммерческой недвижимости экономическая эффективность проектов зависит от грамотно разработанной концепции.
Концепция проекта - это
предложение по оптимальному с рыночной и коммерческой точек зрения развитию
объекта коммерческой недвижимости, основанное на комплексных маркетинговых
исследованиях.
«Это основополагающий документ, можно сказать, конституция
проекта, - поясняет Алексей Чижов, директор по консалтингу компании Praktis CB.
- В рамках концепции принимаются судьбоносные решения: функциональное назначение
объекта, целевая аудитория, ценообразование.
Оценка мнений
Чтобы не
ошибиться в принятии столь судьбоносного решения, как правило, заказчик не
позволяет себе полагаться на мнение только одного консультанта. Рассчитывая на
различные подходы, которыми пользуются разные консалтинговые компании, с
предложением разработать концепцию будущего объекта принято обращаться к
нескольким исполнителям.
«Говорить, что существует какой-то особый подход к
разработке концепций объектов коммерческой недвижимости, или даже ряд подходов,
не вполне корректно, - считает Евгения Васильева, руководитель отдела
консалтинга ASTERA St. Petersburg. - Правильнее говорить о различных этапах
разработки концепции, их последовательности, наборе маркетинговых методов и
инструментов, объему исследования, которые отличаются у разных
консультантов.
Сходство и различия
Существует набор параметров, которые
при разработке концепции используют все консалтинговые компании.
Он включает
маркетинговые исследования местоположения объекта, его окружения (как текущего,
так и планирующегося), исследования рынка, на который объект планируется
вывести, и конкурентной среды, опрос конечных потребителей, функциональное
зонирование, финансовый анализ, предложения по составу арендаторов, рекомендации
по арендной ставке, объемо-планировочным решениям будущего объекта.
Однако,
как замечает Евгения Васильева, у каждого консультанта этот список может быть
своим.
«В нашей компании в перечень составляющих работы над концепцией
включен и предварительный анализ спроса на данный объект недвижимости со стороны
потенциальных арендаторов: обзвон, выяснение потенциального интереса,
формирование выводов, - добавляет она.
«В разработке концепций есть только
один эффективный подход - проведение анализа рынка, затем, на его основе,
предложения по функциональному назначению объекта и последующее
финансово-экономическое обоснование выбранных функций, - комментирует Алексей
Чижов. - Подход всегда такой, но стоит помнить о том, что рынок недвижимости в
России молодой и рынок сопутствующих услуг - тоже. И далеко не у всех игроков
есть четкое понимание того, что представляет собой концепция. Зачастую это
понятие путают с бизнес-планом или экономическим обоснованием.
Заказчик
концепции, как правило, не готов полагаться на мнение только одного
консультанта. Он хочет знать различные точки зрения.
Фото:
итар-тасс
«В рамках концепции принимаются судьбоносные
решения.
Алексей Чижов, Praktis CB