Национальное собрание Франции в первом чтении приняло законопроект, который запрещает детям младше 15 лет пользоваться социальными сетями. Президент страны Эмманюэль Макрон попросил ускорить принятие документа, чтобы он вступил в силу уже к 1 сентября этого года. Свою позицию он мотивировал тем, что "мозги детей не продаются" и "мечты не могут быть продиктованы алгоритмами". Забавно, что этот комментарий политик опубликовал в соцсети X.
Вопросы семейных ценностей и воспитания детей всё чаще ложатся в основу разрабатываемых политиками документов. Причём подход обычно похож — надо что–то запретить (либо детям, либо родителям, в том числе потенциальным). И это происходит в самых разных странах. В Китае в 2021 году запретили вести стримы тем, кто младше 16 лет. Звучали также предложения ограничить время пребывания в интернете. В Австралии с декабря 2025 года дети до шестнадцати не могут использовать соцсети. Неоднократно выдвигались похожие инициативы и в России.
Вероятно, власти обеспокоены неким вредным воздействием на юное поколение, которого исключить, конечно, нельзя. Но упускается другой важный компонент. У подростков основным видом деятельности является общение. В эти годы происходит узнавание себя и окружающего мира через коммуникацию со сверстниками. Возможность контакта с другими крайне важна.
В отличие от предыдущих поколений, выросших во дворах и привыкших общаться с друзьями лично, современные подростки научились коммуницировать по–другому — через соцсети. Это действительно иной вид взаимодействия, он уже стал частью жизни и почти не имеет возрастных ограничений. Соответственно, устранить его через запреты будет непросто.
Современные эксперты фиксируют, что те ребята, родители которых не дают им телефоны или сильно ограничивают время использования, труднее адаптируются в коллективе. В результате желание научить ребёнка общаться привычным (для старших) образом приводит к его изоляции или дистанцированию от сверстников.
Многие запреты направлены на то, что когда–то было разрешено и даже в каком–то смысле поддерживалось. Обратного пути в этом направлении уже нет. Более разумным выглядит движение вперёд с привнесением того, что поможет улучшить положение. Проще говоря, дети всё равно найдут способ общаться и делать это будут так, как уже научились. Поэтому логичнее сделать онлайн–пространство максимально полезным для них. К счастью, подобные проекты уже реализуются.

