В Петербурге обсудили модель пациентоцентричности и современные тренды цифровизации здравоохранения

Автор фото: ЗАО "CП.АРМ"

20 июня в Санкт–Петербурге состоялась конференция СП.АРМ "Цифровые технологии для реализации пациентоцентричной модели здравоохранения". Участники и эксперты обсудили организацию бизнес-процессов в медицинских учреждениях, современные тренды цифровизации здравоохранения, совместные подходы к решению актуальных сегодня задач.

Пациентоцентричность помогает совершенствовать систему здравоохранения. А реализовывать эту модель — медицинские информационные системы (МИС). Они позволяют медучреждениям сделать работу более прозрачной и эффективной, упорядочить внутренние процессы и взаимодействие с пациентами. МИС — не просто система управления клиникой или стационаром. Её можно назвать ядром медицинской экосистемы, вокруг которого строятся все информационные потоки.
"Сейчас все стараются говорить о пациентоцентричности, человекоцентричности. Но не все медучреждения перешли на пациентоориентированную модель. Есть куда стремиться. Эволюция внутри системы здравоохранения невозможна без эволюции МИС. Это не только ящик для первичных данных, но инструмент, с помощью которого можно реализовывать концепции пациентоцентричности и человекоцентричности. По сути, это переформатирование всех моделей клиники, её бизнес-процессов", — отметил Максим Домашенко, главный врач АНО "Центральная клиническая медико–санитарная часть" г. Магнитогорска.
Совместно с командой СП.АРМ коллектив ЦКМСЧ реализовал кейс по сбору и регистрации показателей артериального давления, температуры, пульса у пациента в момент отсутствия медработника. С помощью автоматического аппарата предрейсового осмотра информация по пациенту фиксируется и выгружается в МИС qMS для дальнейшего анализа. Это успешный пример реализации концепции пациентоцентричности с помощью медицинской информационной системы.
Вопрос информационной безопасности — один из элементов работы с современными технологиями. Для здравоохранения он не менее важен, чем для других отраслей. Медицинские данные должны быть надёжно защищены. ИБ влияет на эффективность врачебной деятельности и безопасность пациента. Для выстраивания системы защиты необходима сформулированная политика ИБ.
Автор: ЗАО "CП.АРМ"
"Информационная безопасность не разовая акция — это постоянный процесс, которым нужно заниматься, в него должны быть вовлечены все — от приёмного отделения до главного врача. Политики и правила необходимо знать и выполнять на всех уровнях, постоянно обновлять ПО, использовать резервные каналы коммуникаций и менеджеры паролей. Только в таком случае мы можем обеспечить защиту информации, которую собираем ежедневно", — прокомментировал Михаил Бахтин, помощник директора по медицинским информационным технологиям ФГБУ "Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины" им. А.М. Никифорова МЧС России.
Ключевой принцип пациентоцентричной модели — вовлечение пациента в процесс оказания помощи. Он должен быть полноправным участником собственного выздоровления. МИС qMS предоставляет для этого все возможности. Один из инструментов — личный кабинет пациента, в котором содержится вся информация об исследованиях, консультациях и назначениях.
Автор: ЗАО "CП.АРМ"
"Для любой организации важно удовлетворять потребности и оценивать удовлетворённость своего клиента на различных этапах. Медучреждениям также необходимо формализовать клиентские пути, понять, где и как пациент взаимодействует с клиникой, обязательно отстроить процессы с учётом реакции на различные отклонения и таким образом, чтобы пациент в следующий раз не столкнулся с ними вновь", — сказал Олег Черкашин, начальник отдела АСУ КГБУЗ "Красноярская клиническая больница".
Как отметил Станислав Мягков, директор ГАУЗ "Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан", система построения качества и безопасной медицинской помощи должна опираться на нормативную базу и чёткую методологию, охватывать всех работников медицинской организации для того, чтобы они могли говорить на одном языке и понимать друг друга при оказании услуг. В качестве примера эксперт рассказал о работе с инцидентами и управлении рисками в медицинской организации с помощью информационных технологий. В центре цифрового контура управления качеством безопасностью — МИС qMS. В системе регистрируется порядка 80% всех нежелательных событий, которые возникают в клинике при оказании медицинской помощи.
Автор: ЗАО "CП.АРМ"
Рабочее место врача — это обилие информации, различные интерфейсы, предоставляющие данные для принятия решений прямо сейчас. Один из инструментов, позволяющий оптимизировать нагрузку на медперсонал, — голосовой ввод данных. Уже сейчас пользователи qMS могут заполнять структурированные электронные медицинские документы голосом.
"Для удобства врачей гораздо практичнее использовать технологии голосового взаимодействия с медицинской информационной системой. Польза заключается в снижении нагрузки на медицинских работников при вводе данных в систему, повышении качества первичных данных. Это всё будет влиять и на качество медицинской помощи, и на доступность, и на эффективность", — отметил Виталий Глебов, директор командного центра ФГБУ "НМИЦ им. В.А. Алмазова".
Акцент, на который важно обращать внимание при выстраивании системы информационной безопасности, — импортозамещение зарубежных IT–технологий, особенно по управлению базами данных. Их использование сегодня становится риском вмешательства и порчи данных.
"Успешная миграция системы управления базами данных (СУБД), не затрагивающая бизнес–процессы медицинских учреждений, возможна, и мы знаем, как это осуществить. В дальней перспективе миграцию СУБД следует рассматривать как новые возможности. Мы используем для миграции простой, понятный, надёжный и безопасный механизм", — прокомментировал Сергей Шевкунов, руководитель IT–отдела СП.АРМ.
Полную программу конференции и все выступления можно увидеть на официальных ресурсах компании СП.АРМ.