Рынок торговой недвижимости Петербурга постепенно оживает. На замену ушедшим из России иностранным брендам приходят отечественные. При этом ТЦ, расположенные возле крупных транспортных узлов, получили больше перспектив по увеличению трафика за счёт бурного развития пригородных локаций. Подробности — в нашем обзоре.
Согласно оперативным данным Nikoliers, посетители торговых центров Петербурга в последние месяцы проявляют высокую активность благодаря новым игрокам и брендам, которые массово занимают освободившиеся места. Эту тенденцию подтверждает и статистика. Так, индекс посещаемости, который в начале сентября замеряли Focus Technologies, оказался на 4% выше прошлогодних показателей.
В целом, по итогам III квартала 2023 года средний уровень вакантности в ТЦ Петербурга уменьшился с 8,2% до 7%. За июль — сентябрь в некоторых центрах состоялось более 70 открытий новых магазинов.
"На текущий момент уже видны результаты адаптации игроков к изменениям рынка, происходящим последние полтора года. Ретейлеры продолжают увеличивать форматы магазинов, расширять линейки товаров и своё присутствие на рынке. Количество временно закрытых магазинов сократилось, и многие помещения, вышедшие на рынок после ухода иностранных брендов, уже арендованы российскими или международными компаниями из дружественных стран", — отмечают аналитики.

В NF Group согласны, что рынок переживает новый всплеск активности за счёт появления российских и, что ещё более заметно, зарубежных производителей и продавцов. По словам регионального директора департамента торговой недвижимости NF Group Евгении Хакбердиевой, активное появление новых брендов свидетельствует о привлекательности рынка и о стремлении владельцев иностранных брендов развивать бизнес в РФ. "Этот процесс стимулирует разнообразие предложения и в перспективе приведёт к улучшению показателя посещаемости ТЦ", — прогнозирует эксперт.
По оценке "АйБи Групп", самую высокую динамику посещаемости сейчас демонстрируют торговые центры, расположенные в локациях районного уровня. Они притягивают на себя трафик благодаря наличию удобных пересадочных узлов. Кроме того, позитивным фактором для таких ТЦ стали новостройки. Жители новых районов больше не ездят за покупками в центр или на другие окраины города — им достаточно добраться до ближайшего торгового комплекса и там купить всё необходимое, говорят участники рынка.
В Петербурге можно выделить несколько подобных мест. Один из самых ярких примеров — левой берег Невы в районе Рыбацкого. Здесь сошлись почти все факторы, которые играют на руку бизнеса: есть станция метро и железнодорожная станция, ключевой узел наземного транспорта, сложившаяся современная застройка и только строящиеся многоэтажные кварталы, а также мощный производственный и складской сектор, который даёт тысячи рабочих мест.
Если посмотреть на средний уровень арендных ставок, то в Рыбацком он будет выгодно отличаться от локаций в дорогом историческом центре Петербурга. Например, РЖД предлагает взять в аренду 136 "квадратов" на первом этаже ТРЦ "Порт Находка" за 1490 руб./м² в месяц. Там же, на пятом этаже, можно арендовать помещение площадью 953 "квадрата" по ставке 764 руб./м² в месяц. Подробнее с этими объектами и условиями аукциона можно ознакомиться на сайте.
Для сравнения, средний уровень ставок по городу в целом на конец третьего квартала достигает 2,5 тыс. руб./м² в месяц. Но главным вызовом для арендаторов в нынешних условиях остаются не цены, а завоевание лояльности посетителей, рассуждают в консалтинговой компании IPG.Estate. Там уверены, что чем быстрее и качественнее новым игрокам удастся завлечь посетителей, тем выше будут шансы на сохранение высокого темпа развития всего рынка торговой недвижимости.

Эксперты Nikoliers резюмируют, что в некоторых ТЦ всё ещё сохраняется пул помещений, которые до сих пор не нашли нового арендатора. Однако заполнение таких пространств — это лишь вопрос времени и выбора верного подхода, который зависит в том числе от грамотной конфигурации площадей до поиска новых сегментов и форматов.