Стартап из Петербурга займётся производством мебели из отходов с помощью грибов

Автор фото: spawntech.ru

Петербургский стартап собирается производить мебель и предметы декора из отходов, переработанных с помощью грибов. Эксперты отмечают, что это нишевой продукт, спрос на который пока ограничен.

В Петербурге разработали инновационную технологию по переработке отходов с помощью грибов. Технологический стартап Spawn по созданию новых материалов привлёк первые инвестиции на развитие. Сейчас у компании работает собственная лаборатория, где тестируется технология, и цех по переработке и производству небольших изделий.

Новая технология

Первые два этапа организации производства предполагают составление технологических карт и несколько пилотных проектов. На эти цели компания намерена привлечь 17,8 млн рублей. В 2024 году планируется открытие полномасштабного завода Spawn, инвестиции в который составят порядка 45 млн рублей, а также собственной логистической сети.
К настоящему моменту стартап успешно представил свои планы на нескольких конкурсах. В частности, компания получила грант за второе место в акселераторе "Сбера", государственный грант на развитие бизнеса, победила в конкурсе Green Tech Startup Booster от Сколково, взяла грант на патентование. Кроме всего прочего, проект завоевал специальный приз от "ДП" на конкурсе молодых предпринимателей Петербурга.
Компания разрабатывает технологию по переработке целлюлозосодержащих отходов (окурков, тетрапака, одноразовой посуды, чеков) с помощью грибов. Перечисленным списком возможности не ограничиваются — технологию продолжают тестировать и на других видах отходов.
"Наша технология заключается в том, что мы используем отходы, обрабатываем их, высаживаем грибы и ждём, пока пройдёт полная переработка. Мы можем сами производить любую форму, закладывая туда отходы и грибы, которые вырастают уже в готовые изделия. Исходя из этих особенностей мы решили, что финальным продуктом, который будем производить, станет мебель, предметы для дома, декор и бытовые изделия, а также стройматериалы", — отметила промышленный дизайнер, основатель Spawn Дарья Токарева.
В среднем гриб растёт 5 дней, поглощая отходы и заполняя форму. После этого первоначальная масса становится готовым изделием.

В помощь бизнесу

Потребность в переработке отходов в России сегодня довольно высока. И речь отнюдь не только про обслуживание жилых многоквартирных комплексов или эксплуатацию полигонов. Тема вполне актуальна для бизнес–среды, особенно сегодня, в условиях, когда крупные международные и российские компании стремятся придерживаться ESG–принципов в своей работе. Этот показатель становится важным и для конечного потребителя, поэтому бизнес всё чаще старается привлекать экостартапы для реализации программ переработки различных видов отходов.
У Spawn уже есть несколько пилотных проектов по взаимодействию с крупным бизнесом. Один из них развивается совместно с российской сетью FMCG–магазинов, перерабатывая их отходы в специальные боксы для батареек, которые будут использоваться в торговых точках. Ещё один проект реализуется с косметической компанией. На данном этапе стартап тестирует их отходы и выясняет, насколько этот вид подходит для технологического процесса.
"Сейчас также идут переговоры с ещё одной крупной FMCG–компанией. Пока есть сложности из–за того, что у нас маленькое помещение. Но мы будем расширяться, для того чтобы принять их заказы и начать пилотные проекты. Также планируем начать работать как в b2b–, так и в b2c–сегменте", — отмечает Дарья Токарева.
Стартап развивается не только в сфере переработки обходов и производства мебели и декора. Также он намерен работать со строительными компаниями и другими корпоративными заказчиками. Готовые изделия будут продаваться и в розничных магазинах, чтобы они были доступны для потребителей. Мебель и предметы декора будут реализовываться как в премиальном, так и в массмаркет–сегменте.

На годы вперёд

Плановая выручка завода, который компания намерена запустить в 2024 году, по их собственным оценкам, должна составить около 106 млн рублей в год. Выход на окупаемость может произойти уже в 2025 году. В ходе дальнейшего развития предусмотрено открытие заводов в нескольких регионах страны.
В планах Spawn также есть и выход на международные рынки к 2027 году — запуск пилотов в странах СНГ, Индии. А также продажа мебели, упаковки и стройматериалов в страны СНГ.
"Стартапы в сфере экологии — это прибыльное направление, — считает Дарья Токарева. — Тут можно посмотреть на опыт европейских коллег. Решение экологических проблем становится ещё и выгодным для бизнеса, так как это помогает сохранить ресурсы не только на бумаге, но и по факту. Ведь они всё–таки не бесконечные".
В Европе существуют проекты по выращиванию материалов из грибов, но в них используют органику и создают лишь стройматериалы или кожу для вещей. Так что петербургскую разработку можно считать уникальной.
Spawn использует сложные композиты — смесь нескольких разных материалов, которые просто так нельзя компостировать и нерентабельно перерабатывать. Например, одноразовую посуду.
Про саму технологию подобной переработки писали ещё в 1990–х годах, но реально работающих проектов в этой сфере не было. В России тоже пока никто не реализует ничего подобного.

Не то время

Генеральный директор "Лаборатории трендов" Елена Пономарёва отмечает, что на сегодняшний день из–за политических событий, а также роста издержек экологическая повестка у бизнеса становится чуть менее популярной, нежели раньше. Интерес к ней приглушён решением более актуальных и насущных проблем.
"Кроме того, сейчас стартапов в сфере экологии становится очень много. Российскому обществу и бизнесу нужно дозреть, потому что развитие принципов ESG — это прерогатива крупных холдингов либо экоэнтузиастов", — подчёркивает Пономарёва.
Какое–то время спрос на подобные изделия неминуемо будет очень ограниченным. Поэтому нужно вкладываться не только в производство, но и в развитие всей сферы. Например, как это делают "Эфко" и другие производители растительного мяса.
Такая мебель и предметы декора, по мнению эксперта, потенциально могут быть востребованы на российском рынке, уже что–то подобное появляется за рубежом. Но это нишевой продукт, спрос на который всегда ограничен. А сейчас дополнительным фактором может стать и сильное снижение доходов, покупки становятся более рациональными.