Спрос на товары для животных в России упал на 26%

Автор фото: Сергей Коньков

Эксперты отмечают, что спрос просто откатывается к нормальным значениям после прошлогоднего бума закупок впрок.

Траты россиян на зоотовары в начале года упали. При этом снижается не только число покупок, но и средний чек. По данным CloudPayments, в онлайн–продажах за январь–февраль произошло снижение оборота на 26% и среднего чека на 18%. В Tinkoff Data заявляют о снижении расходов на 19%.
Генеральный директор Союза предприятий зообизнеса Татьяна Колчанова отмечает: стоит учитывать, что если говорить о I квартале в целом, то сравнение происходит с ажиотажным периодом прошлого года, когда из–за введения санкций и исчезновения ряда продукции россияне активно закупались кормами впрок.
"Зоотовары были одной из самых быстрорастущих категорий прошлой весной, так что сейчас мы видим не падение, а возвращение к нормальному спросу", — добавляет Колчанова.
На рынке также продолжается постепенный перевод потребителей на российские корма. Сказывается и запрет на ввоз ряда кормов со стороны Россельхознадзора, и проблемы с логистикой, и увеличение стоимости.
Татьяна Колчанова отмечает, что в результате в продаже появляются пока незнакомые потребителям корма от новых иностранных поставщиков (в частности, из Азии и Турции), а также российские марки. Отечественные предприятия продолжают расширять линейку продукции, вводя в неё в том числе премиальные беззерновые диеты и корма, учитывающие особенности возраста и здоровья питомцев. Но пока рано говорить, что российские производители готовы полностью занять нишу суперпремиум– и диетических кормов.
По данным NielsenIQ, чаще всего россияне заводят кошек и собак: ими владеют 82 и 44% респондентов соответственно. На третьем месте — рыбки, на четвёртом — птицы. При этом продажи товаров для животных на омниканальном рынке за последние 12 месяцев выросли почти на 30% в денежном выражении.
Стоит заметить, что в целом активность бизнеса в Петербурге в данной сфере сократилась. Аналитики отмечают, что в прошлом году и в начале 2023–го не зафиксировано роста открытий магазинов.
Руководитель департамента коммерческой недвижимости компании KNRU Полина Фиофилова добавляет, что есть определённая активность от сети "ЗооОптТорг", которая арендовала много новых помещений. Однако часть помещений этой сети также пересдавалась за последнее время. Это, возможно, связано с экономической ситуацией.
"Закупочные цены существенно выросли, некоторые позиции и вовсе исчезли. Когда эта сеть заходила, то они брали помещения выше рынка. В связи с этим допускаю, что были переоценены планы развития. Другие сети массово не развивались, но и массовых закрытий мы тоже не зафиксировали", — отмечает эксперт.