СМП Банк и Эрмитаж объединило искусство

Постоянная экспозиция Государственного Эрмитажа "Русская культура второй половины XVIII века" пополнилась картиной Андреаса Каспара Гюне "Портрет императрицы Екатерины II". Благодаря поддержке Группы "СМП Банк" произведение искусства было отреставрировано, и сегодня занимает место рядом с другим изображением императрицы в зале №168.

Это не первый проект в рамках сотрудничества Группы "СМП Банк" и одного из крупнейших музеев России и мира. Более того, в 2021 году Группа получила почётный диплом за поддержку музейных программ и была принята в международный Клуб друзей Государственного Эрмитажа. Значимость этого сотрудничества для музея сложно переоценить. По словам заместителя генерального директора, главного хранителя музейной коллекции Государственного Эрмитажа Светланы Адаксиной, на сегодняшний день в коллекции более 3 млн экспонатов, при этом ежегодно реставрируются около 5 тыс. произведений. Без помощи бизнеса было бы просто не обойтись.
Решение восстановить полотно и познакомить петербуржцев и гостей города именно с этим образцом живописи XVIII века было принято не случайно. В 1941 году картина поступила в Государственный Эрмитаж из историко–бытового отдела Русского музея и была помещена в Фондохранилище. Почти 100 лет она не реставрировалась, на ней потускнели краски, с трудом различались подпись художника и год создания. Технико–технологические исследования, в частности, рентген позволили по окончании работ получить результат, максимально близкий к замыслу художника.
В ходе реставрации выяснилось, что парадный портрет Екатерины Великой был написан в 1790 году и относится к целой серии большеформатных исторических картин кисти немецкого художника Андреаса Каспара Гюне.
Светлана Адаксина подчеркнула значение и историческую ценность полотна: "Екатерина II изображена на фоне занавеса, за которым открывается вид на Сенатскую площадь, где в 1782 году по воле императрицы был установлен памятник Петру I. Это в том числе говорит о том, что самодержица является продолжательницей великих начинаний основателя нашего города. Здание Императорской Академии художеств указывает на то, что Екатерина была просвещённым монархом и покровительствовала искусству. Рядом с императрицей, на постаменте, лежит том "Наказа", написанного ею для депутатов Уложенной комиссии, которая должна была составить новый свод законов Российской империи. В целом, на картине такое количество атрибутов, связанных с эпохой царствования Екатерины II, что, глядя на них, можно рассказать о всех ключевых преобразованиях в этот период развития российского государства".
Предложение поддержать идею Эрмитажа по реставрации данного произведения было воспринято в Группе "СМП Банк" с большим энтузиазмом.
"Для нас участие в данном проекте очень знаковое, — отметил управляющий филиалом АО "СМП Банк" в Санкт–Петербурге Александр Конышков, — ведь с Екатериной II связана действительно великая эпоха развития нашего государства и нашего города, который в то время являлся столицей. Неслучайно этот период называют "Золотым веком Российской империи". И я испытываю особенную гордость за то, что СМП Банк помог вернуть былую парадность и сохранить для будущих поколений этот портрет Екатерины Великой. Но чтобы восстановить шедевр искусства, помимо желания и возможностей, нужны истинные умельцы и мастера своего дела, поэтому особую благодарность хотелось бы выразить реставраторам".
Над картиной трудились в Лаборатории научной реставрации станковой живописи художники–реставраторы Андрей Крупенко и Максим Лапшин под руководством её заведующего Виктора Коробова. Научным руководителем проекта стала старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Наталья Бахарева.
По словам Максима Лапшина, работы длились около года и представляли собой целый комплекс мероприятий: утоньшение лака, удаление старых записей, подведение реставрационного грунта, восполнение утрат авторской живописи, а также восстановление лакового слоя. Каждый этап работ задокументирован и внесён в реставрационный паспорт произведения. Ситуация осложнялась тем, что на холсте были прорывы, поэтому восстановление велось с особой тщательностью. К тому же при исследованиях было обнаружено, что картину немного уменьшили в размерах — её край, где изображён угол Академии художеств, заходил за подрамник. В результате проведённой реставрации полотно приобрело размер, приближенный к первоначальному. А главное, удалось воссоздать яркость красок и фактурность отдельных предметов.
В целом и художники, и хранители Государственного Эрмитажа, и руководство Группы «СМП Банк» остались довольны результатом. Поэтому, по словам Александра Конышкова, это далеко не последний совместный проект партнёров:
"Социальная ответственность — это для нас не просто слова, и сейчас мы обсуждаем возможные варианты дальнейшего сотрудничества. Во многом это будет зависеть от того, какие планы у Эрмитажа и что музей решит предложить на этот раз. Подобные проекты мы также развиваем и в других городах страны. Но Петербург — это мой родной город, поэтому мне особенно отрадно видеть, что наш банк занимается не только бизнесом, но и сохранением и восстановлением культурного наследия Северной столицы".