Смольный изъял землю под Витебскую развязку у "дочки" Liebherr

Автор фото: gov.spb.ru

Смольный изъял землю у ООО "Либхерр–Русланд", российской дочерней компании швейцарской корпорации Liebherr.

Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти на днях удовлетворил иск городского комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), просившего изъять у "Либхерр–Русланд" участок земли с пятью зданиями. Основанием стало постановление правительства Петербурга № 931 "Об изъятии имущества для государственных нужд…" от 25 апреля 2019 года. Земля требуется для строительства Витебской развязки.
"Работы ведутся практически на всём протяжении будущей развязки. Ввод рабочего движения на Витебской развязке запланирован на 2024 год", — говорят в комитете. В мае начаты работы на основном ходу трассы между двумя развязками (с Витебским проспектом и ЗСД): здесь проходит переустройство коммуникаций и бурение для установки свай под опоры.
Длина дороги составит 2,6 км, пропускная способность шестиполосной магистрали увеличится до 70 тыс. транспортных средств в сутки. "За время строительства будет проведён огромный объём работ: установлено 114 опор, уложено 218 тыс. м2 асфальта, от шума жителей города будут оберегать 4 км шумозащитных экранов", — добавили в КРТИ.
По закону в случае изъятия недвижимости под госнужды чиновники обязаны заплатить компании. Речь идёт об одном хранилище, трёх производственных и одном нежилом здании, находящихся на Парковой улице, 9М (Московский район). Смольный предлагал 150,5 млн рублей, включая убытки и упущенную выгоду (15 млн). Судебная экспертиза дала немного большую стоимость — 165,7 млн рублей. Именно эту сумму по решению арбитража обязан выплатить Смольный "Либхерр–Русланд".
Пока неизвестно, будет ли компания обжаловать это решение суда: в "Либхерр–Русланд" не ответили на запрос "ДП". Однако Андрей Шубин, старший юрист Birch Legal, нашёл в решении Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти "болевую точку", в которую может нанести удар апелляционная жалоба ответчика.
В данной ситуации переход права собственности идёт по принципу: утром деньги — вечером стулья. То есть сначала чиновники должны выплатить компенсацию "Либхерр–Русланд", а уже затем зарегистрировать право собственности на землю. При этом в Росреестр необходимо представить документы, подтверждающие перечисление компенсации (платёжное поручение или внесение денег на депозит нотариуса).
Однако, как обращает внимание Андрей Шубин, арбитраж указал, что его решение само по себе является основанием для прекращения права "Либхерр–Русланд" на недвижимость и переход прав на этот актив Смольному независимо от получения компенсации компанией.
При этом арбитраж ссылается на "необходимость в ходе строительства оперативного разрешения вопросов, связанных с титульным собственником объектов". "Данная процедура не предусмотрена законом, и сложившейся практики на уровне высших судов нет. Поэтому нельзя утверждать, что весьма скудная аргументация, изложенная в решении суда, достаточна для надлежащего обоснования принятого судом решения лишить собственника гарантий получения возмещения в первую очередь, что прямо предусмотрено Земельным кодексом", — считает Андрей Шубин.
Ранее, напомним, гендиректор "Либхерр–Русланд" Николай фон Зеела рассказывал "ДП" о своих планах по строительству в Северной столице нового ремонтно–складского комплекса с объёмом инвестиций 2 млрд рублей как раз на территории, затрагиваемой будущей Витебской развязкой. Он тогда выражал надежду, что "сложившиеся обстоятельства не поставят крест на амбициозном проекте и что администрация города поможет найти взаимовыгодное решение".