Мёртвый сезон: закрывшаяся от России Прибалтика понесёт серьёзные убытки

Закрывшие границы страны Прибалтики понесут серьёзные убытки из–за отсутствия российских туристов. В Петербурге отмены поездок в Эстонию, Латвию и Литву скажутся на перевозчиках, но не приведут к массовому закрытию компаний.

С сегодняшнего дня для российских туристов закрыт въезд в Эстонию, Латвию и Литву, независимо от того, какая страна выдала шенгенскую визу. Парламент Литвы кроме того принял решение о продлении режима ЧП в стране до 15 декабря в связи с событиями на Украине. К "визовому демаршу" Прибалтийских стран присоединилась и Польша.

Запрет не для всех

Говорить об опустившемся железном занавесе пока всё–таки преждевременно: некоторые граждане РФ смогут пересекать границы Прибалтийских государств. Исключения будут делаться по гуманитарным и семейным обстоятельствам. Ограничение также не коснётся водителей грузового автотранспорта и дипломатов. Финляндия, кстати, пока не ограничивала въезд для россиян с шенгенскими визами, но, как ранее писал "ДП", сократила приём визовых заявлений от россиян с 1 сентября до 100–200 в день.
Правительства Прибалтийских государств признают, что их экономика понесёт потери, отмечают эксперты, с которыми пообщался "ДП". Упадёт загрузка гостиниц, спа–комплексы потеряют заметную долю клиентов. Доходы от туристического бизнеса в Прибалтике всегда были значимой статьёй в структуре ВВП. Теперь с этим пунктом будут проблемы. В целом эксперты считают, что Прибалтийские государства в будущем вновь откроют въезд российским туристам. Правда, не стоит ждать этого в ближайшие несколько лет.
"Грань “рентабельность” туристическим объектам стран удавалось пересечь при условии объединения финских, шведских и российских туристов. В их гостиницах преобладала шведская, финская, эстонская и русская речь. Иных гостей там очень мало. Неизвестно, в каком состоянии страны окажутся к весне, но я предполагаю, что потери для экономик стран составят 3–5% ВВП", — поделился своим видением профессор СПбГЭУ Николай Межевич. При этом Финляндия, по его мнению, не пойдёт по аналогичному сценарию: "Однажды в финском МИД я услышал фразу “Мы очень любим наших эстонских братьев, но не всегда должны поступать как они”".

Денежки врозь

По данным Статистического управления Эстонии, в 2021 году в отелях страны останавливались 1,6 млн внутренних туристов (+22% к 2020 году) и лишь порядка 600 тыс. иностранцев (+17% к 2020 году). По данным Пограничной службы ФСБ РФ, в 2019 году россияне совершили более 1,8 млн поездок в Эстонию. В том числе пересекали российско–эстонскую сухопутную границу на автотранспорте 916 тыс. раз, в пешем порядке — 868 тыс. раз. С осени 2021 года Эстония пускала российских туристов, но для выезда из РФ по суше нужны были веские основания, а прямого авиасообщения не было. В первом полугодии 2022–го границу с Эстонией, по данным Погранслужбы ФСБ РФ, россияне "с основаниями" пересекали 297 тыс. раз, в том числе 168 тыс. раз на автомобильном транспорте и 126 тыс. раз пешком.
В Латвии, согласно Центральному статистическому управлению страны, в прошлом году сократилось количество иностранных туристов: они пересекли границу 1,937 млн раз, что на 39,5% меньше, чем в 2020–м, и в 4,3 раза меньше, чем в 2019–м. Траты иностранцев в стране тоже упали и составили 179,9 млн евро (–25% к 2020 году). Российских туристов в 2021–м в стране побывало 245 тыс. Традиционно весьма важны российские туристы для Финляндии: на их долю приходится 19% в общем доходе страны от международного туризма. По данным аналитического центра сервиса поездок и путешествий "Туту.ру", в топ–10 популярных автобусных направлений по итогам лета 2022 года вошли Таллин, Хельсинки, Рига, Нарва и белорусские города. Причём направление Петербург — Таллин составляло 15% от всех зарубежных автобусных направлений, а Петербург — Хельсинки — 12%. Финляндия и Эстония пользовались повышенным спросом в том числе из–за возможности вылететь в Европу из аэропортов Хельсинки и Таллина.

Бизнес под ударом

Говорить о том, что для российского туристического бизнеса закрытие Прибалтики станет большой проблемой, не приходится. Спокойно себя чувствуют и перевозчики. Руководитель отдела продаж и маркетинга АО "Евролайнс" (российское представительство Lux Express Group) Наталья Арефьева указывает, что на рейсах компании доля пассажиров с российским гражданством составляет чуть больше 50% от общего числа. И далеко не все из них путешествуют с целью туризма. Как минимум половина совершает поездки по веским основаниям: с целью посещения близких родственников в Эстонии или других странах либо с двойным гражданством и ВНЖ. Поэтому часть пассажиров по–прежнему может совершать поездки.
"По данным продаж билетов на наши рейсы на ближайшее будущее, заметен спад количества российских пассажиров по сравнению с концом августа — их доля снизилась на треть. Загрузка автобусов на рейсах в Прибалтику на позапрошлой неделе составляла 84%, на прошлой — около 80%, а на этой мы ожидаем чуть более 60%", — поделилась Арефьева.
Впрочем, активное посещение Прибалтики туристами из Петербурга и Москвы и так оказалось ограничено по объективным причинам более 2 лет назад. До пандемии спрос на посещение соседних стран действительно был высоким. В Lux Express вспоминают, что в 2019 году ежедневно отправляли по 11 рейсов в Таллин, по четыре — в Ригу и Йыхви. Суммарно количество рейсов в обе стороны доходило до 40 в день. В начале сентября 2022–го оно заметно снизилось: семь — в Таллин и один — в Ригу.
В компании Ecolines прогнозируют, что принятые странами Прибалтики решения о закрытии границ для россиян уменьшат пассажиропоток в них на 50–60%, но при этом спрос перераспределится на финское направление.
"Пока Финляндия пускает людей по всем типам виз, поэтому часть потока перейдёт туда. На финском направлении сейчас достаточно большая глубина продаж: на 20 дней вперёд нет никаких билетов, ночные рейсы раскуплены на месяц вперёд", — рассказал директор по маркетингу российского подразделения компании Ecolines Андрей Волков.
Сезон, начавшийся с 1 сентября, и так считался низким для поездок в Прибалтику. Помимо международных поездок компании стали активнее возить туристов по внутренним направлениям. По словам Андрея Волкова, если до 2020 года количество внутренних рейсов составляло около 15% от общего числа отправлений, то сейчас — 45%. Тем не менее любые ограничения негативно сказываются на туристической отрасли, которая и так в последнее время испытала множество потрясений. Помимо перевозчиков, осуществляющих регулярные рейсы, в Эстонию, Латвию и Литву туристов возили транспортные компании (заказные нерегулярные перевозки), указывает генеральный директор ООО "Драйв–тур" Кира Журавская. "Возможно, рейсов по этим направлениям они совершали не так много. Но они присутствовали в предложениях компаний и позволяли им выживать. Теперь этой доли выручки компании лишатся", — резюмирует она.
Часть деловых туристов ездила в Латвию, Эстонию, реже — в Литву. Рига служила удобным хабом для рейсов в Европу, и нередко бизнес–путешественники летали через неё. В 2022 году (до сентября) количество командировок из Петербурга в страны Прибалтики снизилось на 75% по сравнению с 2021–м. Количество купленных авиабилетов из Северной столицы в страны Прибалтики в 2020 году снизилось на 57% к 2019–му, в 2021–м — на 69% к 2020 году, а в 2022–м и вовсе на 81% к 2021–му. Направление Санкт–Петербург — страны Прибалтики нельзя назвать очень востребованным у бизнеса. Так, объём купленных авиабилетов из Северной столицы в эти страны в 2019 году составил лишь 1% от общего количества билетов из Петербурга. То же самое наблюдалось и в 2018 году. В пандемийном 2020–м бизнес Петербурга лишь в 1,1% всех купленных авиабилетов от общего числа выбирал страны Прибалтики. В 2021–м — лишь в 0,2%. В 2022 году этот объём ещё меньше прошлогоднего — он стремится к нулю. Ещё в 2019 году деловые туристы ездили на поездах из Петербурга в страны Прибалтики в 0,04% случаев. В основном железнодорожный транспорт они выбирали для иных направлений. Здесь стоит пояснить, что первенство для командировок держали "Сапсаны" и другие скоростные поезда, а это не прибалтийское направление.
Дарья Зубрицкая
Директор по маркетингу и коммуникациям цифровой платформы "Ракета"
Если бы ситуация с закрытием Прибалтики произошла несколько лет назад, в 2018 или 2019 году, проблема была бы гораздо острее, чем сегодня. Два тяжёлых года пандемии, как ни странно, позволили "сгладить углы", люди привыкли жить в постоянно меняющихся условиях. Это коснулось и планирования поездок. За эти годы путешествовать в Эстонию, Латвию и Литву в принципе стали реже. Ранее к соседям (особенно в Эстонию и Латвию) из Петербурга ездили очень часто. Для туристов всего Северо–Запада это были доступные варианты поездок на сравнительно короткие сроки. Люди привыкли не соблюдать условности по визам. Сейчас, если вы приедете в Финляндию с итальянской визой, её могут аннулировать. Ранее в Прибалтику ездили в основном на автобусах на 2–3 дня с посещением крупных городов. Сейчас отрасль штормит, автобусные поездки в ближайшую заграницу отменяются. У нас не было проданных билетов на даты после 19 сентября. Ранее бывали ситуации, при которых люди в новых условиях не успевали получать визы, чтобы отправиться в путешествие. Мы в подобных случаях возвращаем деньги клиентам. Массовых поездок в Прибалтику в последнее время и так не было. Туда традиционно чаще ездили на детские каникулы или на Новый год, поэтому проблема закрытия границ тоже не выглядит так остро.
Сергей Хохлов
Коммерческий директор организатора автобусных туров "Вест Трэвел"
Ситуация с коронавирусом и так сказалась на туристической индустрии Петербурга и стран Прибалтики. Начавшийся в пандемию кризис продолжается. Россияне любили ездить в Прибалтику, от этого выигрывали и наши небольшие города. Москвичи переезжали границу Псковской области и останавливались там, поэтому регион тоже получал поток туристов, которые тратили в нём деньги. Прибалтийские государства часто выбирали как транзитные, поэтому запрет на въезд в них скажется и на других странах.
Михаил Ушаков
президент Национальной ассоциации туристско–информационных центров (НП "Наито")
Прибалтика сейчас находится в состоянии "скукоживания", потому что столкнулась с катастрофическим оттоком населения. Трудовая миграция, уезжают в первую очередь молодые. Страны превращаются в государства стариков. В этом смысле они испытывают внутренний кризис. Курс врага в лице России позволяет объединить население. Я не думаю, что страны будут сильно грустить от отсутствия русских туристов, но они потеряют доходы. Мотивация там эмоциональная. В ближайшее время, я думаю, границы открываться не будут. От внешнеполитического форс–мажора пострадало большое количество отраслей бизнеса. Я не думаю, что для туризма закрытие Прибалтики станет сильным ударом.
Евгений Минченко
Президент коммуникационного холдинга "Минченко Консалтинг"