Они не уйдут: иностранные фармацевты наращивают поставки в РФ

Автор фото: Shutterstock

Западные фармацевтические компании увеличили поставки в Россию в десятки раз. По мнению аналитиков, они даже не думают покидать российский рынок.

Сделанные весной многочисленные прогнозы относительно массового исхода "биг фармы" с российского поля оказались ошибочными. В отличие от банковской, торговой, промышленной и других сфер экономики, западные фармкомпании не подвержены политическому прессингу. Поэтому распродажи иностранных активов, на которую очень рассчитывали отечественные стратегические инвесторы, так и не произошло.

В рамках одних штанов

По мнению Сергея Шуляка, генерального директора аналитического агентства DSM Group, негативного влияния на российский аптечный рынок санкции в целом не оказали. Все зарубежные фирмы продолжают поставки в рамках заключённых контрактов. Более того, для расчётов за медикаменты Европейский союз уже в ближайшее время планирует разморозить часть средств крупных российских банков, таких как ВТБ, Совкомбанк, Новикомбанк, банк "Открытие", ВЭБ, Промсвязьбанк и АКБ "Россия".
"Фармацевтические компании, и в том числе фармпроизводства, не уходят прежде всего потому, что они не подпадают под санкции", — поясняет Шуляк.
Единственный пример исхода из России продемонстрировала американская компания Bristol–Myers Squibb Company (BMS). Однако и это носило чисто символический характер: компания передала свой российский бизнес собственной дочерней структуре Swixx BioPharma, включая перевод большей части персонала.
"На самом деле это просто юридические нюансы, — комментирует Николай Беспалов, директор по развитию аналитической компании “АРЭНСИ Фарма”. — Вряд ли работа компании от этого кардинально поменяется. Ведь фактически бизнес просто был переложен из одного кармана в другой в рамках одних и тех же “штанов”".
Практика показывает, что максимум, на что решаются иностранные компании, — вывод с рынка отдельных продуктов. Хотя и на этот шаг отважились всего три американские корпорации. Например, Eli Lilly and Company с марта не поставляет препарат для лечения эректильной дисфункции "Сиалис", Allergan прекратил поставки ботокса, а Johnson&Johnson вывел с рынка две торговые марки продуктов для женской гигиены (прокладки и тампоны).
По мнению Николая Беспалова, все эти потери абсолютно не критичны, поскольку есть варианты замены как из числа российских, так и иностранных продуктов. Кроме некоторых психологических неудобств, для системы здравоохранения эти потери никаких рисков не несут.

Исторический шанс

В то же время эксперты отмечают, что даже такое незначительное снижение доли иностранных игроков на российском рынке весьма позитивно воспринимается конкурентами. "Долю того же “Сиалиса” и ботокса с удовольствием сейчас забирают производители аналогичной продукции, в том числе и российские", — комментирует Николай Беспалов.
Гораздо более серьёзным стал запрет на активный маркетинг продукции западных производителей в России. По прогнозам Сергея Шуляка, по итогам 2022 года выплаты западных фармкомпаний российским врачам и отраслевым ассоциациям могут упасть на 30%. Однако, как рассказал Николай Беспалов, сокращение активности продвижения со стороны отдельных иностранных компаний российские игроки тоже пытаются максимально использовать.
"Фактически им выдался уникальный исторический шанс кардинально подвинуть конкурентов, — говорит эксперт. — Это просто продиктовано здравым смыслом. Природа не терпит пустоты. Хотя, конечно, сейчас доходы многих структур, которые вовлечены в процесс продвижения, могут серьёзно падать. Это касается организаторов клинических исследований, структур, предоставляющих услуги по аренде медицинских представителей, аптечных сетей, которые оказывают маркетинговые услуги, и т. п. Мы этот рынок не изучаем, но вполне вероятно, что рост активности отечественных игроков не всегда покрывает снижение активности иностранцев".

Легко отделались

Вопреки ожиданиям, целый ряд иностранных фармкомпаний именно после начала февральских событий нарастил объёмы поставок в Россию. Так, по данным RNC Pharma, по итогам июня 2022 года максимальную динамику продемонстрировал швейцарский Roche Holding, увеличив относительно июня 2021 года в 56 раз (в рублях) поставки препаратов "Перьета" и "Кадсила", направленных на борьбу с раком молочной железы. За этот же период отгрузки иммуномодулятора для лечения меланомы "Китруда" от американской компании MSD выросли в 21 раз.
Как отмечает Николай Беспалов, все эти лекарственные препараты поставлялись в Россию в форме in bulk и представляют собой нерасфасованную продукцию, прошедшую все стадии технологического процесса, за исключением потребительской упаковки. В России их упаковкой занимается группа "Р–Фарм".
В топ–20 крупнейших компаний — поставщиков готовых лекарственных препаратов по денежному объёму вошли британо–шведская фармацевтическая компания AstraZeneca, поставки которой за год выросли в 8,6 раза (в рублях). Основной вклад в динамику обеспечил противоопухолевый препарат "Линпарза": по данным RNC Pharma, за год его отгрузки выросли в 28 раз.
Второй по масштабу результат (рост в 4,3 раза) показала японская компания Astellas Pharma. Основной вклад в динамику также обеспечило противоопухолевое средство — антиандрогенный препарат "Кстанди".
По мнению Сергея Шуляка, сейчас можно уверенно говорить о том, что все сложности с поставками импортных лекарств решены. Хотя в целом без метаморфоз не обошлось как в вопросах логистики, так и в части структуры платежей. В частности, значимые изменения коснулись платёжных валют, список которых вырос на четыре наименования. В том числе за счёт довольно необычных для российского фармацевтического рынка польского злотого и канадского доллара. Николай Беспалов отмечает и рост роли китайского юаня: объём платежей в этой валюте за год вырос более чем в 6 раз.
Иными стали условия поставок в Россию: транспортировка как готовых препаратов, так и сырья для изготовления отечественных лекарств обходится ощутимо дороже.
"Но в целом наиболее сложный период, наверное, всё–таки пройден ещё весной, — убеждён Николай Беспалов. — Сейчас формируется новая реальность, в которой российский рынок переориентируется с европейского направления на Азию, Восток и Латинскую Америку. Особенно в отношении сырья, вспомогательных веществ, расходников и т. п. Поставок готовых препаратов в краткосрочной перспективе это коснётся в меньшей степени. Но они тоже сейчас будут испытывать давление со стороны российских производителей. Оно уже нарастает, в том числе за счёт уменьшения активности иностранцев".
По мнению эксперта, к концу года, скорее всего, мы увидим некоторую коррекцию доли иностранных препаратов в сторону уменьшения. В частности, этому будет способствовать сокращение доходов населения.
В целом же рынок восстановился, и, если не произойдёт каких–то революционных изменений, в том числе с точки зрения заболеваемости коронавирусом, конец года обещает быть относительно спокойным.