Как в море корабли: финская Wartsila избавилась от компании в Петербурге

Автор фото: KORABEL.RU
По проекту Wärtsilä строится, в частности, траулер "Виктор Гаврилов"

Финская машиностроительная компания Wärtsilä продала петербургский актив "Вяртсиля восток" своему российскому топ–менеджеру.

Единственным владельцем ООО "Вяртсиля Восток" с 11 июля стал Константин Норцев, говорится в данных Rusprofile. В свою очередь АО "Вяртсиля Технолоджи", которому ранее принадлежало 100% компании, более не является её владельцем.
"Вяртсиля Восток" занимается поставками оборудования для российских заказчиков, а также разработкой проектов гражданских судов. По одному из них (5670WSD) ПСЗ "Янтарь" строит рыболовный морозильный траулер "Виктор Гаврилов", один из самых больших на сегодня.
В "Вяртсиля Восток" не ответили на запрос "ДП". По данным газеты, 42–летний Константин Норцев — выпускник судомеханического факультета Государственного университета морского и речного флота им. адмирала Макарова. В Wärtsilä он работает больше 15 лет, в сентябре 2020–го возглавил "Вяртсиля Восток". Собеседники "ДП" в инвестиционных кругах затруднились с оценкой возможной стоимости сделки, поскольку неизвестны её условия: например, есть ли у "материнской" компании право обратного выкупа. Отметим, что это достаточно крупный бизнес: в 2021 году выручка ООО "Вяртсиля Восток" выросла на 405 млн, до 3,6 млрд рублей, чистая прибыль составила 227 млн, говорится в данных СПАРК.
По данным Rusprofile, "Вяртсиля Восток" активно работала на рынке российских госзакупок, в числе её крупнейших контрагентов — Балтийский завод, "РН–Пурнефтегаз", "Транснефть–Восток", "Газпром Флот", а также ФГУП "Атомфлот". Так, Балтийскому заводу "Вяртсиля Восток" поставляла оборудование для дизель–электрического ледокола "Виктор Черномырдин". Впрочем, его уже передали заказчику, "Росморпорту", и на данный момент это партнёрство не назвать тесным, сказали "ДП" в пресс–службе Балтийского завода.
Петербургская Северная верфь связана рабочими отношениями с "Вяртсиля Восток" по двум проектам. Компания поставляет пропульсивные комплексы на рыбопромысловые ярусоловы проекта МТ1112XL (их строят по заказу компании "Глобус"), а также на траулеры проекта 170701 для группы "Норебо".
"Основную часть поставок “Вяртсиля” выполнила ещё в 2019–2021 годах. На ярусоловы они выполнены полностью. Но остались незакрытыми контракты на поставки пропульсивных комплексов на три из десяти траулеров. Причём все они были проавансированы", — рассказали "ДП" в пресс–службе верфи. По данным открытых источников, стоимость оборудования "Вяртсиля" для траулеров "Норебо" составляет 1,8 млрд рублей.
Из–за иностранных санкций текущие сложности в этом партнёрстве есть, добавили в пресс–службе Северной верфи. "Проект был сделан с учётом установки на суда оборудования производства именно “Вяртсиля”, и сейчас трудно подготовить замену без существенной корректировки проекта. Также под вопросом работы по шеф–монтажу и пусконаладке полученного оборудования", — сообщили на предприятии.
Судостроители опасаются, что выявится дефицит каких–то деталей к оборудованию, их обычно привозили со следующими поставками. Они также надеются, что "мелочовке" удастся найти равнозначную замену. "Насколько нам известно, “Вяртсиля Восток” сейчас действует автономно, возможностей выполнять новые поставки у неё нет. Единственное, ведём переговоры, чтобы “Вяртсиля Восток” осуществляла шеф–монтаж уже привезённого оборудования", — добавили на предприятии.
Автор: "ДП"
Напомним: в апреле Wärtsilä сообщила, что считает нецелесообразным продолжать деятельность в России, и приняла решение сократить российские операции. На деятельность, связанную с нашей страной, в 2021 году пришлось около 5% чистых продаж Wärtsilä, из них чистые продажи услуг составили около 40 млн евро, сообщалось в релизе. Производитель также заявил о намерении списать около 200 млн евро, связанных с активами и операциями в России.
Вскоре после этого, в мае, Северная верфь подала иск к ООО "Вяртсиля Восток" о понуждении к исполнению обязательств в натуре. Детали этого дела стороны не разглашали, а впоследствии верфь отказалась от судебного разбирательства. А летом 2022–го Балтийский завод подал иск к "материнской" Wärtsilä Solutions Oy на 5,1 млн евро. Как поясняли в пресс–службе верфи, финская компания не поставила оборудование на ледоколы проекта 22220 "Якутия" и "Чукотка". Как уточнялось, речь идёт о поставках резервных дизель–генераторов, а также дейдвудных уплотнителей и дейдвудных устройств. Одновременно с подачей иска верфь приступила к поиску альтернативных поставщиков оборудования.
В России кроме "Вяртсиля Восток" у финской компании ещё два актива. Это АО "Вяртсиля Цифровые технологии" (её акционеры не раскрываются) и ООО "Транзас Навигатор". Из состава последнего Wärtsilä Voyage Ltd. вышла в июне. Сейчас компания принадлежит четырём физлицам — Дмитрию Лагутину (52%), Алексею Зенину, Сергею Комарову и Евгению Семёнову (по 16%).
Кроме того, как сообщил на днях РБК, российская команда Wärtsilä создала компанию "Эволюция морских цифровых технологий" (ЭМЦТ), она займётся поддержкой ранее внедрённых IT–решений и созданием новых для их замены. Дело в том, что "Вяртсиля Цифровые технологии" появилась из компании–разработчика "Транзас Технологии", которую финская компания купила в 2018 году. Совладельцами теперь уже новой компании (ЭМЦТ) стал Виктор Пономарёв (5%), гендиректор "Транзаса" до момента сделки с Wartsila, а также бывший топ–менеджер этой компании Андрей Ситков (5%). Ещё 90% владеет компания "РБР–Фактор", принадлежащая Наталье Клименко. Она представляет интересы финансовых партнёров и инвесторов, сообщил Пономарёв РБК, но не раскрыл подробностей этого партнёрства.