Ребрендинг поневоле: решение суда гарантирует "РосЭнерго" миллионнные траты

Автор фото: Пётр Ковалёв

Арбитражный суд обязал петербургского проектировщика и строителя объектов энергетики изменить название компании.

С заявлением о понуждении "РосЭнерго" к смене названия в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти обратилась Федеральная налоговая служба (ФНС). По её мнению, фирменное наименование предприятия вводит в заблуждение потенциальных потребителей, которые могут счесть, что "РосЭнерго" имеет отношение к органам власти и местного самоуправления.
Согласно законодательству, название юрлица не может включать слова "Российская Федерация" или "Россия", а также производные от этих слов. Использование буквосочетания "рос" допускается лишь по специальному разрешению правительства РФ. Один из способов сохранения такого сочетания — это его обоснование как необходимого и не мимикрирующего под госорганы, объясняет Елена Юферева, гендиректор Brandson Branding Agency.
При этом ФНС выбирает компании, использующие в названии "рос", произвольно, критериев никаких не выработано. Скорее всего, толчком для ведомства может стать жалоба конкурентов или же если сама компания каким-то образом попала в поле зрения налоговиков, поясняет Артём Дмитренко, управляющий партнёр юркомпании "Дмитренко и партнёры".
"Порой суды отказывают в удовлетворении требований ФНС, если компания докажет, что элемент “рос” в наименовании является фантазийным или связан с другими словами — “росток”, “роса”", — говорит о судебной практике старший юрист адвокатского бюро Nordic Star Вера Зотова. В частности, именно так отбилось от претензий ФНС краснодарское ООО "ТПК “Рости”". Основным видом деятельности предприятия является производство пестицидов. Соответственно, как решил суд, идёт устойчивая ассоциация названия со словом "рост".
Пока неизвестно, будет ли обжаловать решение суда "РосЭнерго". В компании не ответили на запрос "ДП". Однако если решение вступит в законную силу, предприятию потребуется ребрендинг.
По оценке Елены Юферевой, затраты на это начинаются от нескольких миллионов рублей. "Ростелеком", к примеру, в 2011 году потратил на разработку концепции нового бренда 12 млн рублей. Помимо этого потребуются средства на продвижение и внедрение обновлённого бренда. Также среди дополнительных расходов эксперт называет коммуникационную стратегию, предполагающую информирование текущих и потенциальных клиентов о ребрендинге, подбор наиболее охватных и целевых каналов для этого и так далее. Тот же "Ростелеком", по словам Елены Юферевой, потратил на внедрение нового бренда около 750 млн рублей.
По мнению Веры Зотовой, скорректировать ситуацию могла бы предварительная проверка ФНС фирменных наименований компаний, но она бы послужила причиной увеличения срока регистрации, а также привела бы к увеличению числа споров с ведомством.