ЦБ добавил мобильности банковским офисам

Автор фото: Сергей Ермохин

Процедуру открытия и закрытия банковских точек обслуживания упростили, оставив всего два формата — дополнительный офис и передвижной.

Указание регулятора вступило в силу с начала текущего месяца. И уже сегодня официальное количество внутренних структурных банковских подразделений (ВСП) в Петербурге сократилось на 26% — до 694 точек. Однако фактическое количество вряд ли изменилось столь существенно. Скорее всего, ЦБ РФ пока не определился, как ему структурировать и публиковать официальные данные.
Реформа ВСП, затеянная год назад, предполагает значительное упрощение процедуры открытия офисов. Сокращён срок рассмотрения уведомления об открытии, закрытии или перемещении точки обслуживания. Регулятор отказался собирать данные о руководителе ВСП, его контактных телефонах, а также больше не требует решения органов управления банка о начале работы нового офиса. Основное же изменение затронуло список операций — раньше они были ограничены статусом ВСП (оперкасса, например, могла работать только с наличными населения, а кредитно–кассовому офису было запрещено осуществлять в интересах клиентов операции на биржевом валютном рынке).
Теперь все ВСП значатся в статусе универсальных допофисов. Кроме того, ЦБ РФ фактически стёр территориальные границы: банкам разрешили открытие ВСП в других регионах. Раньше допофис можно было размещать только в границах той территории, где уже работает головной офис или его филиал (запрет не касался ВСП с ограниченным функционалом).
Сбой в публикации сведений на сайте ЦБ РФ собеседники "ДП" считают временным.
"У регулятора был год, чтобы придумать формат отображения данных на своём сайте. Очевидно, что–то опять пошло не так, они чем–то увлеклись, забыли, а сегодня кто–то обратил на это внимание и поэтому совсем скоро всё будет исправлено", — отмечает руководитель одного из филиалов московского банка. По его словам, в текущей ситуации новости о закрытии четверти офисов в городе не прибавляют оптимизма. "И кто потом будет разбираться, что на самом деле ничего не закрылось, а просто регулятор поступил проще, удалив данные по точкам обслуживания, статус которых он сам же и отменил", — резюмирует он.
Другой собеседник полагает, что сокрытие точных сведений о количестве офисов есть осознанное действие ЦБ РФ. "Банк России вслед за разрешением спрятать любую информацию об акционерах, органах управления и финансовой отчётности мог пойти ещё дальше, — рассуждает он. — Такими способами он пытается затруднить для тех, кто придумывает санкции, доступ к данным, которые могут позволить провести оценку масштабов бизнеса каждой кредитной организации в конкретных регионах". По его логике, точные адреса теперь доступны только клиентам банка через мобильное приложение. "Та же информация, которая есть в публичном доступе на сайте, не всегда объективна и чаще всего несёт рекламный характер, — поясняет он. — Это как оценивать банкоматную сеть по спискам на сайте, часть из которых на самом деле партнёрские и прямого отношения к банку не имеют".
Как сообщили в ЦБ РФ в ответ на запрос "ДП", отсутствие данных на сайте регулятора произошло из–за технической ошибки и в скором времени она будет исправлена.