Полное пухто: мусорная реформа в Петербурге забуксовала на старте

К традиционному для новогодних праздников снежному апокалипсису в этот раз добавился мусорный. О том, что он случится, все знали, но сделать ничего не могли. И не могут до сих пор.

О проблемах, с которыми столкнётся город с 1 января, "ДП" писал в конце прошлого года, эксперты говорили о них в полный голос. Тем не менее все праздничные дни граждане жаловались на горячие линии на не убранные с контейнерных площадок отходы, присылая красочные фотографии завалов. Вывозить их по нормативам должны каждый день, но в отдельных жалобах говорится, что мусоровозы приезжали за всё это время 1–2 раза.
С 1 января ответственный за происходящее — единый региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) в лице АО "Невский экологический оператор" (НЭО), подчёркивают в Смольном. Его акционерами являются правительства Петербурга и Ленобласти, банк ВТБ и Интер РАО. Непосредственно за вывоз мусора с площадок отвечают перевозчики, привлечённые НЭО. Но за перевозчиков, которые работают на подряде, компания несёт такую же ответственность, как и за свою деятельность, отмечают в комитете по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.

Их осталось четверо

Конкурсы на выбор транспортировщиков ТКО НЭО провёл осенью, и прошли они со скандалами, предвещавшими проблемы. По итогам с рынка ушёл один из двух крупнейших операторов Автопарк "Спецтранс №6", долгое время работавший на севере города. В ФАС были поданы жалобы по трём лотам из четырёх, однако победители остались неизменными. Это второй крупнейший перевозчик АО "Автопарк № 1 “Спецтранс”", исторически обслуживавший юг города, и новая для рынка компания "Эко Лэнд", которая получила территории, ранее закреплённые за Автопарком "Спецтранс №6". А также ООО "Ресурс АТЭ", соучредителем которого является совладелец АО "Автопарк № 1 “Спецтранс”" Константин Язев, и ООО "Эко Васт", связанное с давно работающей на рынке компанией "Петро–Васт". Впрочем, согласно отчётам НЭО, генподрядчиками по вывозу отходов сегодня являются три компании: Автопарк № 1 "Спецтранс", "Эко Лэнд" и "Петро–Васт". Как поясняют эксперты, именно эти три компании, по сути, сейчас и вывозят мусор из города.
Регоператор возникшие проблемы объясняет снежными завалами, возросшим в праздники объёмом отходов, сложностями с подъездом к контейнерным площадкам и тем, что часть перевозчиков, лишившихся контрактов, перестала работать за несколько дней до 1 января.
Наибольшая часть жалоб пришлась на работу ООО "Эко Лэнд". Получить комментарий компании на эту тему "ДП" не удалось. В Спецтрансе №6 напоминают, что предупреждали власти Петербурга о грядущем мусорном коллапсе, связанном со сменой перевозчика и недостатком у него мощностей.

Призрачные помойки

Перевозчики отмечают, что к началу работы регоператор не располагал полной базой мусорных площадок с указанием их точного расположения, что стало одной из основных причин сбоя. Так, горожан, звонивших на горячую линию, операторы зачастую просили прислать данные о местонахождении баков. Все сведения об их расположении, специфике подъездов (например, в центре города с низкими арками может работать только техника определённого вида) были у прежних подрядчиков.
В комитете говорят, что ставили перед НЭО задачу по максимуму сохранить ранее работавших перевозчиков, однако, как следует из потока жалоб горожан, этого сделано не было. Отметим, что ряд подрядчиков хотя и сохранился, но стал работать в новых для себя районах.
1 января было рекордное количество заставленных машинами контейнеров, говорят в АО "Автопарк № 1 “Спецтранс”". "Мусоровоз не может приехать по звонку, у него есть маршрут, и в следующий раз он будет в этом месте только на следующий день, а это провоцирует завалы. Вторая по частоте причина невывозов — закрытые контейнерные площадки и двери во дворы, где стоят баки", — отмечают в компании.
Отдельная категория претензий касается территорий ИЖС, где с 1 января система вывоза поменялась полностью.
"Проблемы связаны в первую очередь с отсутствием единой унифицированной концепции накопления отходов. Общие места сбора отходов в частном секторе определяют муниципальные образования и администрации районов. В разных районах до начала реформы были разные способы обращения с отходами, и не всегда у перевозчиков есть техническая возможность для их реализации. Мы должны прийти к централизованной системе, вывоз отходов от домовладений в рамках реформы не предусмотрен. Процесс болезненный, но неизбежный", — комментируют в компании "Петро–Васт".
"Раньше некоторые жители ИЖС пользовались услугами перевозчика, который за дополнительные деньги вывозил мусор от дома. А некоторые не платили вовсе. Сейчас тарифа для вывоза от каждого дома нет, мы расставили общие контейнеры", — добавляют в АО "Автопарк № 1 “Спецтранс”".

Слишком много мусора

По данным НЭО, за первые 5 дней с площадок было вывезено около 210 тыс. м3 отходов. Меньше всего ТКО (с разницей 10 тыс. м3) забрали 1 января, уже 2 января жители начали жаловаться на невывоз отходов.
Возросшие в новогодние праздники объёмы мусора участники рынка называют закономерными и ожидаемыми, на новогодние праздники традиционно генерируется больше всего ТКО. К этому нужно было быть готовыми, отмечают перевозчики. Как вариант — город мог последовать примеру Ленобласти, входившей в реформу поэтапно с ноября 2019 года, и выбрать более спокойное время для старта. Есть у реформы и множество других неприятных следствий. "Если раньше управляющие компании стремились к уплотнению отходов (так как платили за вывоз в зависимости от его объёма. — Ред.), то сейчас, при учёте отходов по нормативам, в этом отпала необходимость и визуально заполненный контейнер фактически пуст", — отмечают в "Петро–Васт". Острой компании видится проблема отсутствия централизованной системы сбора крупногабаритных отходов и оборудованных мест для их накопления: "Мы наблюдаем скопление на не предназначенных для этого территориях".

Штрафом единым

По данным "ДП", перед НЭО поставлена задача в кратчайшие сроки наладить нормальную работу по вывозу отходов. Источники "ДП" говорят, что компания озвучивала планы добиться этого к концу недели. Но не все верят, что это получится.
Ещё в начале января Жилинспекция стала выписывать НЭО штрафы, аналогичными мерами грозился комитет. Потребители в соцсетях говорят о необходимости перерасчёта платы за некачественно оказанную услугу. Юристы отмечают, что постановлением правительства РФ № 354 "О предоставлении коммунальных услуг…" такая возможность предусмотрена, но её механизм не отработан. К тому же для подтверждения некачественной работы необходимо грамотно протоколировать все недочёты перевозчика. В НЭО не ответили на запрос "ДП".
В целом можно сказать, что мусорная реформа в Петербурге заработала, пусть и не без трудностей на входе. Давать оценку работе регионального оператора по итогам столь короткого периода некорректно, тем более что запуск реформы выпал на такое сложное время новогодних праздников, когда на контейнерных площадках традиционно образуется больше отходов. Конечно, жалобы от потребителей на несвоевременный вывоз коммунальных отходов есть, только в комитет их поступило порядка 1000, но пропорционально общему количеству контейнерных площадок в Петербурге — около 30 тыс. штук — их немного. При этом, учитывая смену транспортных компаний на части территории города, регоператор действительно мог бы лучше подготовиться к работе в этих районах. Сейчас НЭО уже вошёл в рабочий график обслуживания, мусоровозы ездят по расписанию, на проблемных адресах задействованы дополнительные бригады, задача которых — убрать скопившиеся ранее отходы и зачистить территорию контейнерных площадок. До конца недели станет ясно, когда получится полностью ликвидировать последствия новогодних проблем. Нехватки мусоровозов, контейнеров или баков в городе нет, однако есть проблема с заменой оборудования на тех площадках, по которым с 1 января поменялись подрядчики.
Иван Казаков
зампред комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности СПб
Для меня и других профессиональных участников рынка это было ожидаемо. Передача на обслуживание значительной территории города небольшой компании, не имеющей ни достаточного количества мусоровозов, ни штата сотрудников, ни баков, прямо перед Новым годом, очевидно, ни к чему иному и не могла привести. Но меня удивило другое: региональный оператор за 3 дня до Нового года письменно потребовал от нас убрать все наши баки с контейнерных площадок. Мы убрали только часть, осталось ещё около 20 тыс. Если бы убрали все, коллапс в городе был бы в разы больше.
Сергей Глухов
генеральный директор АО "Автопарк “Спецтранс №6”"
Проблемы раздельного сбора на фоне общей ситуации с отходами не столь значительны, однако они, безусловно, есть. Мы видим, что транспортные компании, работающие с ТКО и РСО, в силу загруженности не успевают вывозить раздельно собранное вторсырьё. Есть проблемы и с доступом к бакам и сеткам — подходы к ним завалены мусором. Соответственно, у заготовителей нет возможности опустошить ёмкость и вернуть её на место. Часть перевозчиков, лишившихся контрактов или поменявших адреса обслуживания, ещё в декабре предупредили, что заберут свои контейнеры для РСО с площадок.
Анна Смирнова
координатор проектов "Раздельного сбора"