Исторические парки Пушкинского района попали в окружение

Автор фото: shutterstock
Автор фото: shutterstock

Застройка Пушкинского района создаёт угрозу для исторических парков. Решить проблему можно, создав особо охраняемую природную территорию.

Пушкинский район Петербурга в последние годы превратился в зону активного строительства. В рекламных кампаниях застройщики представляют Пушкин как тихий и зелёный город. Однако при нынешних темпах освоения территорий такое позиционирование района скоро станет ложным.
По данным администрации Петербурга, на каждого жителя Пушкинского района приходится 28,91 м2 зелёных насаждений. Это меньше, чем в Курортном (54,68 м2) и Петродворцовом (84,55 м2) районах, но больше, чем в большинстве других, где этот показатель в среднем колеблется от 10 до 16 м2.
То есть пока в Пушкинском районе всё не так уж плохо. Однако проблема интенсивной застройки этой территории не только в ухудшении показателей обеспеченности граждан деревьями, но и в том, что урбанизация водосбора верхнего течения реки Кузьминки может привести к уменьшению видового разнообразия пернатых и окончательной деградации водной системы пушкинских парков. Прилегающие к историческим паркам поля являются естественным буфером, снижающим антропогенное воздействие на экосистемы зелёных массивов.
Избежать такого развития событий можно, если заняться восстановлением водной системы парков. Нужно будет увеличить объём поступающей воды, создать систему его регулирования в течение года и обеспечить чистоту водотоков. Кроме того, придётся увеличить площади зелёных насаждений вокруг зон массового строительства.
Самым оптимальным представляется комплексное решение, заключающееся в создании на территории исторических парков и прилегающих к ним сельскохозяйственных землях особо охраняемой природной территории (ООПТ). Например, памятника природы или заказника. Данная мера могла бы через ограничение хозяйственного использования земель обеспечить гарантии того, что водосбор реки Кузьминки не будет застроен, поскольку действующий генеральный план Петербурга таких гарантий не даёт. Вместе с тем генплан не содержит условий, препятствующих созданию ООПТ, так как территории парков и полей предполагается использовать для рекреации, сельского хозяйства, защитных функций и иных целей, потенциально обеспечивающих надлежащее качество водосбора.
С другой стороны, внушает опасение имеющаяся неопределённость понятия водоохранной зоны, которая может включать "объекты инженерной инфраструктуры, связанные с обслуживанием данной зоны". То есть на данной территории могут появиться как выгодные для целей защиты водосбора зелёные зоны, где, к примеру, смогут заниматься спортом, так и объекты рекреации, предполагающие возведение капитальных сооружений. А это уже не отвечает задачам сохранения экосистем парков.
Есть стереотип, что создать ООПТ можно лишь в границах природных экосистем. Но это не так. Региональными ООПТ в Ленинградской области являются усадьба Рериха и Старая Ладога (историко–культурный заповедник может полностью или частично налагаться на ООПТ, но при этом у каждого из них свои задачи по охране и разные статьи финансирования). Включение же в состав ООПТ сельскохозяйственных угодий, так же как и прохождение через них автотрасс, обычная практика. Для установления заповедного режима, по сути, достаточно одних старинных дубов в парке с включением окружающего их пространства как буферной зоны. В качестве прецедента можно указать создание заказника "Дубрава у деревни Велькота" в Кингисеппском районе Ленобласти.

Что уже делается

Указанные проблемы Пушкина неоднократно становились предметом отдельных исследований. Проект восстановления водной системы Кузьминки существовал ещё в советское время. Решением Ленгорисполкома № 920 в 1974 году были начаты изыскательские работы по данному направлению. Предполагалось создать объекты для сбора воды — бетонный коллектор на месте Таицкого водовода и водохранилище на Кузьминке. Реализацию проекта поддержал Иван Саутов, директор Музея–заповедника "Царское Село". Но с его смертью работы надолго сошли на нет.
В марте 2021 года Федеральное агентство водных ресурсов рассмотрело план мероприятий по восстановлению гидросистемы музея–заповедника "Царское Село". Однако информации о принятых решениях в открытых источниках найти не удалось.

Новые парки

Для увеличения площади зелёных насаждений в Пушкинском районе недавно был создан парк "Дальняя Рогатка". Однако данный объект представляет собой неудобную для прогулок жителей района локацию, которые, за редким исключением, отдыхать сюда не поедут и тем более не пойдут. Новый парк формально улучшает показатели района в части количества зелёных насаждений на душу населения, но не решает проблему водоснабжения старых парков. По сути это не столько новая зелёная зона для разгрузки существующих исторических парков от большого количества посетителей, сколько оформление подъезда к конгрессно–выставочному центру "Экспофорум" на зажатом между двух оживлённых трасс участке земли.
Поэтому необходим ещё один новый парк, удобный для жителей Пушкина, который поможет снизить нагрузку на исторические парки. Оптимальной локацией для его создания была бы территория вокруг верхнего Кузьминского водохранилища между Петербургским шоссе, Кузьминским шоссе, Александровской и железной дорогой, ограничивающей с юга ЖК "ЭкспоГрад". Выгода локации не только в наличии масштабного по местным меркам водного объекта, но и в том, что он потенциально замыкает на себя значительное количество отдыхающих, а также объединяет исторические парки с Буферным, создавая единый зелёный каркас города. Другой, столь же выгодной во всех отношениях локации, в Пушкине просто нет.
Есть ли принципиальные сложности в реализации этих мер?

Застройщики не в обиде

Стоит отметить, что массовое строительство, идущее вдоль Колпинского шоссе и в Шушарах, на водосбор не влияет, так что необходимости ради спасения парков приостанавливать уже запущенные проекты нет. Решение о создании ООПТ является компромиссным, оставляя застройщикам достаточно площадей в Пушкинском районе. С другой стороны, оно даёт механизм спасения Пушкинских парков от практически неминуемой деградации, поскольку после ряда неизбежных корректировок генерального плана создать природоохранный каркас в том виде, в котором это предлагается, будет уже невозможно.