Гипермаркет без почёта

Тренд последних лет — активное развитие онлайн–каналов продаж — не может не сказываться на офлайновых форматах торговли. То есть привычных гипермаркетах, супермаркетах и рынках.
Крупный торговый бизнес инвестирует в развитие онлайн–проектов большие средства. С другой стороны, в Петербурге уже не остаётся хороших помещений в стрит–ретейле под открытие новых магазинов. Ретейлеров прежде всего интересуют именно небольшие площадки, где можно разместить супермаркет или мини–магазин с самым необходимым ассортиментом. Всё остальное можно выбрать на бесконечных онлайн–полках сетей.
Гипермаркеты сейчас и вовсе не в почёте. Бизнес избавляется от таких активов. X5 закрывает "Карусели" по всей стране. В Петербурге их осталось всего две. Изначально специализировавшаяся именно на гиперах "Лента" сейчас сконцентрировалась на развитии мини–форматов "у дома" и супермаркетов. Помещения "Оптоклуба РЯДЫ" проданы под застройку, а также для базы СТД "Петрович" (тут, впрочем, вмешались внешние причины: оптоклуб покинул рынок, и ему грозит банкротство).
Модель массового потребления сейчас не нацелена на закупку впрок. Теперь это удобно сделать онлайн — можно сформировать корзину товаров, которые приобретаются постоянно, и по мере необходимости заказывать их, при этом не теряя время на походы в разные магазины.
Бизнес активно паразитирует на лени потребителя и постоянном цейтноте, в котором находятся жители мегаполиса, помогая всё меньше думать о том, где купить продукты, корм для домашних животных, как быстрее добраться из точки А в точку Б. Всё больше становятся востребованы сервисы и стартапы, которые помогают автоматизировать бытовые рутинные дела.
При этом в онлайне сейчас можно заказать и найти абсолютно любой товар или услугу. Из–за введения QR–кодов, высокой заболеваемости многие отказываются от посещения массовых мест, падает трафик в ТЦ. Этим эксперты и объясняют взрывной рост продаж многих категорий товаров в онлайне. До пандемии было сложно представить, что потребители будут покупать продукты категории ultra–fresh, ювелирные украшения или зоотовары с доставкой из онлайн–магазина. Сейчас это уже кажется обыденностью. В некоторых товарных группах на долю Петербурга и Москвы приходится до 30–35% онлайн–заказов по стране.
Эти тренды ни бизнес, ни власть не могут оставлять без внимания. Первые — избавляются от неприбыльных активов, вторые — разрешают реализацию многих товаров через интернет. Например, сейчас тестируются онлайн–продажи алкогольной продукции через "Почту России", проводится эксперимент по реализации рецептурных лекарств в онлайне.