Страсть к улучшению — наша национальная болезнь

Автор фото: Сергей Коньков

Юрист года, по версии профессионального сообщества Петербурга, партнёр адвокатского бюро "Качкин и партнёры" Кирилл Саськов в эксклюзивном интервью "ДП" рассказал о конфликте государства и бизнеса, социальных сетях и забегах по Петербургу.

Почему вы выбрали для специализации именно корпоративную и арбитражную практику?
— В 2001–м, когда мы только начинали работу, юридический бизнес в России был в зачаточном состоянии и не было чёткого деления на практики. Постепенно рынок развивался, и с опытом появилось осознание, в чём именно мы будем предоставлять наиболее качественную экспертизу, стали формироваться направления нашей работы — недвижимость, корпоративная, арбитражная практика, позже ГЧП и интеллектуальная собственность. Управляющий партнёр бюро Денис Качкин был фактически пионером развития ГЧП в России, получал образование в Америке, стоял у истоков формирования законодательства о ГЧП. В 2010 году к нашей компании присоединился третий партнёр — Дмитрий Некрестьянов, который возглавил практику по недвижимости. А я занимался тем, что нравится мне, — сопровождением судебных споров и корпоративным правом. Такая сформировавшаяся триада существует до сих пор. Каждый из партнёров отвечает за свою собственную практику, своё направление бизнеса.
Есть ли дела, от которых вы отказываетесь по той или иной причине?
— Отказываться иногда приходится. Так как мы являемся адвокатским бюро, на нас распространяется законодательство об адвокатуре, в том числе правило соблюдения конфликта интересов. За 20 лет нашими клиентами стало достаточно большое количество крупных и средних компаний, и иногда нам приходится обращаться к ним за согласием на оказание правовой помощи стороне, которая в споре или сделке являлась для них контрагентом. Если такого разрешения получить не удаётся, мы — вне зависимости от того, насколько нам интересен этот кейс с точки зрения гонорара или профессионального интереса, — отказываемся. Это касается профессиональных препятствий.
Что касается других случаев, на стадии подготовки проекта — будь это судебный проект, сделка или, например, сопровождение стартапа — мы всегда честно предупреждаем клиентов о возможных рисках и неблагоприятных последствиях. Юридическая помощь в том числе нужна для того, чтобы клиент понимал, как будет развиваться ситуация, если что–то пойдёт не так, каким образом нивелировать риски или избежать их. Если клиент, учитывая наши прогнозы, готов принять вероятные риски — мы идём дальше вместе. Но бывает, что клиент, например, думает, что мы слишком перестраховываемся, и считает возможным самостоятельно двигаться вперёд, без нашей помощи и учёта нашего мнения. Мы никогда не настаиваем на том, чтобы именно мы сопровождали проект, для нас гораздо ценнее наличие у клиента понимания возможных сценариев будущего и достижение желаемого результата.
Многие юристы дают комментарии для СМИ и ведут свои страницы в соцсетях. И вы тоже ведёте эти страницы. Зачем это вообще делают юристы и зачем вы?
— Безусловно, формат ведения страниц в социальных сетях и причины, по которым их ведут, отличаются для разных поколений. Наше поколение, которое росло на кодексах в бумажном виде и вклеивало туда изменения в законодательстве, вырезанные из газет, в меньшей степени воспринимает социальные сети как некий инструмент маркетинга, скорее это инструмент общения. Сейчас можно не видеть человека лично несколько лет, но быть в курсе его жизни. Одновременно с этим социальные сети и работа со СМИ — хорошие инструменты для построения личного бренда и бренда бюро, в котором работает юрист. Со своей страницы можно донести до большого количества людей желаемую информацию, свидетельствующую о высоком уровне экспертизы, профессиональных заслугах, мероприятиях, повысить рейтинг компании для потенциальных соискателей. У нас в компании существуют формализованные правила, которых придерживаются сотрудники при ведении соцсетей (особенно тех, где в профиле указано место работы). Мы стараемся уделять этому отдельное внимание, в том числе на внутренних семинарах, так как в первую очередь любые высказывания вовне могут напрямую влиять на репутацию.
Мои личные аккаунты в соцсетях разделены. Аккаунт в Instagram закрытый, а в подписчиках люди, которых я лично знаю. Facebook — наиболее популярная сеть у бизнес–сообщества, и основное общение происходит там.
Какой процент дел бизнесу удаётся выигрывать? Это вообще возможно?
— Если речь идёт о публично–правовой плоскости, процент выигрыша бизнеса статистически находится в нисходящем тренде и ежегодно уменьшается. Если мы говорим о достаточно паритетной гражданско–правовой плоскости (различные госконтракты, требования, связанные с выплатой штрафов, неустоек), тут ситуация гораздо оптимистичнее. Зачастую бизнесу удаётся доказать свою правоту. Главное — не стать за время отстаивания своей позиции фигурантом уголовного преследования.
"Качкин и партнёры" исполнилось 20 лет. Вы как–то это праздновали?
— Пандемия, к сожалению, внесла коррективы в наши планы — до последнего мы планировали отпраздновать юбилей полётом на шарах в Каппадокии, но границы так и не открыли. В качестве нового маршрута был выбрал Калининград, и мы не прогадали — влюбились в янтарные пляжи Балтийского моря, провели несколько классных тимбилдингов и получили отличный заряд позитивных эмоций.
Как вы формулируете основные достижения компании?
— В самом начале пути мы сформулировали, каким критериям должны соответствовать, определили, что главным для нас будет предоставление экспертизы высокого качества и постоянное развитие.
В кризис 2008–го юридический рынок достаточно сильно схлопнулся, сложные условия закалили нас, помогли быстрому росту, и в 2010–м мы смогли существенно превысить результаты достижения целей, которые ставили перед собой. В том же 2010 рейтинг Право.ру присудил нам награду как лучшей региональной юридической компании России. С каждым годом мы убеждаемся в верности выбранной модели поведения — в сложные периоды мы не складываем руки и не ждём, что же будет, мы понимаем, что настал момент возможностей, и прикладываем все усилия, ресурсы, время, чтобы использовать сложившуюся ситуацию для дальнейшего роста.
Безусловно, чтобы стоять на месте, надо бежать быстро, но, чтобы двигаться вперёд, надо бежать ещё быстрее. Сейчас нам 20 лет, значимые международные рейтинги по результатам исследований юридического рынка присуждают нам высшие оценки в ключевых практиках, а партнёры Бюро отмечены среди лучших экспертов в отраслях права в индивидуальных рейтингах. Мы понимаем, кто мы и зачем работаем, кто наш клиент и наши сотрудники, как мы себя позиционируем, как себя ведём, как выстраиваем свою юридическую стратегию.
Когда у тебя есть хорошая репутация и уважение среди коллег — это дорогого стоит. Можно описывать любые успешные кейсы на сайте и сколь угодно красиво комментировать в СМИ, создавая определённый образ компании, но все усилия могут быть нивелированы одной простой фразой твоего коллеги, который скажет клиенту: "Это какие–то непонятные люди, не стал бы их рекомендовать". Юридический рынок очень узкий, и все друг друга знают, так называемое сарафанное радио работает отлично. И когда клиенты приходят по рекомендации других юристов, когда тебя советуют твои коллеги, значит, твоя компания действительно уважаемая.
Вы упомянули бег, как у Алисы. Ваша компания организует благотворительный забег Legal Run. Вы сами в нём участвуете?
— Уже много лет мы поддерживаем этот масштабный проект в Петербурге. В 2019 году в забеге участвовали 600 человек и было собрано более 1 млн рублей, которые были направлены в фонд оказания помощи тяжелобольным детям. Последние 2 года из–за пандемии Legal Run проходил в форме флешмобов, и мы всем офисом участвовали — кто–то бежал, кто–то болел и поддерживал. Очень здорово, когда участники профессионального сообщества объединяются, чтоб помочь тем, кто в этом нуждается.
Кирилл Саськов:
→ В 2002–м окончил юридический факультет СПбГУ.
→ Профессиональную карьеру начал в 2001–м. К "Качкин и партнёры" присоединился в качестве юриста, через несколько лет стал партнёром и возглавил корпоративную и арбитражную практику.
→ Специализируется на сопровождении сделок M&A, ведении судебных споров в области банкротства, налоговых и иных споров с органами госвласти. Входит в топ специалистов в стране.