Дорого и сердито: высокая инфляция пришла надолго

Автор фото: Shutterstock
Автор фото: Shutterstock

ЦБ, конечно, борется как может, но успеха не достигает, так как рост цен — это мировой тренд, а не локальный российский. Бизнес учится выживать в этих условиях.

Годовая инфляция в России, как следует из данных Росстата, на 18 октября составляла 7,78–7,79%. Неделей раньше она была равна 7,64%, а двумя — 7,48%. В предыдущий раз годовая инфляция была выше 7,7% в феврале 2016 года (8,1%).
Инфляционные ожидания также растут. В октябре, согласно опросу "инФОМ", они достигли 13,6% годовых, увеличившись с 12,3% в сентябре. Выше нынешних инфляционные ожидания были тоже в 2016 году, в ноябре (13,7%).
Оценка наблюдаемой населением инфляции в октябре составила 16,3%. То есть субъективное восприятие людей отражает рост цен, в два с лишним раза превосходящий официальные данные.
Победить инфляцию сейчас — задача трудновыполнимая, потому что это глобальное явление. В результате беспрецедентной накачки экономик деньгами со стороны мировых центробанков и правительств цены на все виды сырья за последний год взлетели на десятки, а то и сотни процентов.
Цены также растут из–за уменьшения производства некоторых товаров в связи с пандемией COVID–19. Плюс из–за пандемийных ограничений подорожали транспортные перевозки, в отдельных сегментах — кратно.
Регуляторы привыкли бороться с кризисами с помощью "печатных станков", стимулируя одновременно и спрос, и предложение. Но в этот раз испытанный метод сработал не так, как они ожидали. Спрос, как ему и положено, вырос, а производители со своим предложением сильно отстали.
Теперь есть опасность раскручивания классической инфляционной спирали: работники в наиболее дефицитных сегментах рынка труда, ссылаясь на удорожание жизни, уже добиваются повышения зарплат.
Это также общемировая тенденция. К примеру, в США в сентябре средняя почасовая оплата труда выросла на 4,6% в годовом исчислении, тогда как до пандемии рост составлял примерно 3% год к году.
В развитых странах ситуация усугубляется тем, что там практикуются достаточно большие социальные выплаты в связи с пандемией. Они, конечно, позитивно влияют на спрос, но вместе с тем отнимают стимул выходить на работу у низкооплачиваемых групп населения.
Проблема в том, что возросшие издержки на оплату труда производители товаров и услуг также будут закладывать в цены.
В России инфляционный скачок в августе и сентябре был отчасти связан с разовыми социальными выплатами: семьям с детьми, пенсионерам и военным государство раздало около 700 млрд рублей.
В 2022 году социальные пособия и материнский капитал будут проиндексированы исходя из высокой инфляции 2021 года, пообещал недавно министр финансов РФ Антон Силуанов. Правда, по его словам, это обойдётся бюджету всего в 30 млрд рублей.
Так или иначе, рост цен во всём мире продолжается и кое–где даже ускоряется. В потоке новостей то и дело встречаются сообщения вроде таких: "Инфляция цен производителей Германии самая высокая почти за 50 лет. Она выросла до 14,2% в сентябре по сравнению с 12% в августе. Цены на газ выросли на 58,9%, а цены на электроэнергию — на 23% по сравнению с годом ранее".
Или: "Потребительские цены в еврозоне в сентябре увеличились на 3,4% в годовом выражении. Это максимальное значение с начала глобального финансового кризиса в сентябре 2008 года".
Учитывая, что спотовые цены на газ в Европе хоть и отошли от недавно достигнутых максимумов, но всё ещё остаются вдвое выше прошлогодних уровней, а нефть, подорожавшая за год более чем вдвое, пока и не думает сдавать назад, новые пики по инфляции не за горами. Ведь энергоносители присутствуют в себестоимости буквально всех товаров и услуг.
Единственным на финансовом рынке признаком, что в замедление инфляции хоть кто–то верит, является динамика цен на золото. Традиционный инструмент защиты от роста цен, золото, не только не подорожал с прошлого октября, но даже упал в цене более чем на 5%.
Впрочем, это можно объяснить переключением части инвесторов на более модные средства защиты. Например, криптовалюты. Цена главной из них, биткоина, на прошлой неделе достигла исторического максимума, подскочив выше $67 тыс. Мировые регуляторы пока не спешат бороться с инфляцией ужесточением монетарной политики, называя её временным явлением. Впрочем, до них постепенно начинает доходить, что это не так.
На днях член совета управляющих ФРС США Мишель Бауман заявила, что высокая инфляция может продлиться дольше, чем ожидалось несколько месяцев назад. А её коллега Кристофер Воллер сказал, что если инфляция продолжит расти текущими темпами в ближайшие месяцы, а не замедлится, то управляющим ФРС придётся более агрессивно ответить не неё. Рост потребительских цен в США в сентябре составил 5,4% в годовом исчислении.
Комитет по открытым рынкам ФРС США (FOMC), как ожидается, 3 ноября объявит о начале сворачивания программы выкупа активов на свой баланс. А в 2022 году — начнёт повышать базовую ставку с текущего, рекордно низкого уровня 0–0,25% годовых.
Ряд менее влиятельных центробанков уже начали аналогичный процесс. Например, ставки увеличили Банк Норвегии и Резервный банк Новой Зеландии.
Глава Банка Англии Эндрю Бейли на днях также намекнул, что готовится повысить процентные ставки впервые с начала пандемии в связи с ростом инфляционных рисков.
Банк России в минувшую пятницу ради борьбы с ростом цен поднял ключевую ставку сразу на 0,75 процентного пункта. Это привело к укреплению рубля: на короткое время курс доллара даже опустился ниже 70 рублей. Подъём курса рубля служит для российской экономики значимой антиинфляционной мерой, поскольку существенная часть потребительской корзины состоит из импортных товаров либо товаров, производимых с использованием импортных компонентов.
"Цены на металлическую офисную мебель выросли на 70% из–за подорожания цен на металл, — констатирует Александр Шестаков, генеральный директор Первой мебельной фабрики. — Если плиты и щиты нужного качества в России есть, то производство всего остального, всех тех “мелочей”, которые отличают высококлассную мебель, у нас в стране так и не налажено. Например, фурнитура, которая может составлять до 20% стоимости конечного продукта, почти целиком импортная".
По мнению главы Минэкономразвития Максима Решетникова, меры, принимаемые Центробанком РФ, позволят снизить годовую инфляцию к концу 2022 года до 4%. Сам ЦБ РФ даёт прогноз на конец следующего года в 4–4,5%.
Прогнозы российских госэкономистов имеют шанс сбыться за счёт предполагаемого снижения спроса на кредиты со стороны населения, а также за счёт ожидаемого укрепления рубля.
По оценке Юрия Попова, стратега по рынкам валют и процентных ставок SberCIB Investment Research, рубль может подорожать на 6% относительно текущего уровня ещё и благодаря высоким ценам на газ, так как дополнительные доходы от экспорта газа (в виде экспортной пошлины) абсорбируются в соответствии с бюджетным правилом лишь на 30%, в отличие от дополнительных нефтяных доходов, которые стерилизуются почти на 80%.
Однако сторонникам жёстких мер против инфляции не стоит забывать, что её быстрое подавление чревато резким спадом деловой активности. Ведь наряду с потребителями дешёвые кредиты не смогут брать и производители.
"Российская инфляция по большей мере объясняется общемировым трендом роста издержек, — полагает Евгений Коган, автор telegram–канала Bitkogan. — Это видно, если сравнить наши цены с ценами в подобных странах. У нас продовольствие подорожало на 9,2% за год. В Мексике — на 8,8%, на Украине — на 13,6%, в Бразилии — на 12,5% и т. д.
Общемировую инфляцию нельзя остановить локальным повышением ставки. Тут может помочь только сворачивание “печатного станка” от крупных регуляторов и решение проблем с цепочками поставок. На уровне отдельных стран продовольственную инфляцию можно побороть государственными субсидиями поставщикам за сбыт продукции внутри страны.
Также неплохой способ справиться с инфляцией в случае России — перестать покупать иностранную валюту и дать рублю укрепиться, тогда подешевеют импортные товары. А вот минусы от поднятия ключевой ставки в виде замедления экономического роста однозначно нас настигнут".

Бизнес подстраивается

Судя по реакции компаний, многие из них уже воспринимают высокую инфляцию как более–менее долгосрочное явление. Так, международные управляющие активами, согласно масштабному опросу, проведённому Bank of America, в октябре текущего года продолжили перекладывать деньги из облигаций в активы с защитой от инфляции: сырьё, акции энергетического и финансового секторов. В анкетировании приняли участие представители 430 фондов с суммарными активами $1,3 трлн. Одновременно они нарастили и долю кэша: она выросла за месяц с 4,3 до 4,7%.
Такие действия управляющих можно интерпретировать как опасение, что за периодом высокой инфляции последует жёсткая реакция регуляторов и охлаждение мировой экономики.
Опрошенные "ДП" менеджеры сетуют на высокую инфляцию и описывают шаги, которые они предпринимают для выживаемости своего бизнеса.
"Текущее положение в хлебной отрасли сейчас экстраординарное, — тревожится Екатерина Кулиненко, директор по связям с общественностью Fazer Russia. — Цены на сырьё, материалы и упаковку растут двузначными темпами. Рост себестоимости продукции, в зависимости от компонента, составляет 30, 50, 100% и более.
При этом повышение цен, которое принимают торговые сети от производителей, значительно меньше этого и не отражает реальное положение дел в индустрии. Такая ситуация губительна для развития отрасли".
Алексей Вуколов, старший вице–президент по коммерческой и операционной деятельности компании "Связной", отмечает, что в компании остро ощущают глобальный дефицит комплектующих и спровоцированный тем самым дефицит некоторых востребованных среди клиентов устройств: смартфонов и ноутбуков.
А в компании "Свеза" "ДП" рассказали, что намерены выпускать такие объёмы продукции, которые получается реализовать, не увеличивая складских запасов. То есть ориентироваться на ожидаемую ёмкость рынка. Кроме того, "Свеза" контролирует производственные издержки и оптимизирует непроизводственные затраты, повышая эффективность производства.
Пандемия встряхнула глобальную экономику. Разрушились производственные и логистические цепочки, что привело к коллапсу целые отрасли. Парадокс текущего момента: при всех очевидных проблемах во многих секторах наблюдается взрывной рост цен. Общая причина в том, что предложение падает быстрее, чем спрос. Характерный пример — автомобильный рынок. Здесь правительство не пытается бороться с ценами популистскими методами, поэтому всё идёт согласно естественным экономическим законам. Объёмы продаж определяются возможностями производства и продолжают снижаться. Наиболее вероятно, что не объяснённый до сих пор дефицит электронных компонентов исчезнет к середине следующего года. И к этому моменту бизнесу нужно серьёзно готовиться. Всё может вернуться к ситуации 2019 года, когда рентабельность продаж автомобилей была глубоко отрицательной. Правительство любит объяснять рост цен импортируемой инфляцией. Однако никто даже не пытается исследовать нашу ключевую проблему — инфляцию непродуктивную. Издержки бизнеса растут из–за всё новых требований регуляторов, непрозрачных тарифов естественных монополий, вязкой бюрократии, проблем делового климата. Всё это сковывает манёвренность бизнеса, и поэтому любое падение спроса чревато массовыми банкротствами, а любое его повышение выливается в растущие цены.
Вячеслав Жигалов
Председатель комитета по развитию предпринимательства в автомобильной отрасли СПб РО "Деловая Россия"
Рынок фанеры глобален, мы поставляем нашу продукцию более чем в 90 стран. Конечно, бизнес "Свезы" встроен в международную экономику и ощущает на себе все колебания и процессы. В первой половине этого года на рынках был повышенный спрос на стройматериалы, в том числе на фанеру. Мы почувствовали резкий скачок спроса на нашу продукцию. Но с начала октября на рынках наблюдаются уже противоположные процессы. Можно сказать, что рынки приходят к балансу спроса и предложения. Это отражается и на ценах, которые прекратили взрывной рост.
Александр Данилов
Директор по экономике и финансам компании "Свеза"
Как и на любой бизнес, на нас оказывают влияние макроэкономические показатели. Мы видим рост цен на сырьё, упаковку и вспомогательные материалы. Так, с прошлого года цена на алюминий, например, выросла более чем на 40% и продолжает расти, что отражается напрямую на стоимости банки. А рост цен на древесину привёл к двукратному удорожанию палет и их недостатку на рынке. Наши затраты растут. Мы реагируем на эти изменения и готовимся к ним, заключая долгосрочные контракты, занимаясь проектами по экономии, что позволяет частично компенсировать возникающие риски.
Алексей Воробьёв
Директор по корпоративным отношениям Heineken в России
В подготовке материала участвовали Светлана Афонина, Дарья Дмитриева, Дарья Зайцева.