Конфликты с жителями неизбежны: барных улиц в Петербурге становится всё больше

Автор фото: Ермохин Сергей
Автор фото: Ермохин Сергей

В центре Петербурга сформировалось уже несколько барных улиц. Феномену не хватает концептуального осмысления и правового регулирования. А местные жители требуют убрать заведения из жилых дворов.

Похоже, в ближайшее время рестораторам Петербурга скучать не придётся. И речь не только про сложности ведения бизнеса, связанные с пандемией. Летом Казань неожиданно для всех зарегистрировала товарный знак "кулинарная столица", переведя борьбу за неофициальный статус в правовое поле. У владельцев петербургских баров немало и внутренних проблем. В городе сформировалось уже несколько кластеров, которые условно называют "барными улицами". Некоторые имеют многолетнюю историю, другие возникли буквально в последние годы. Одни гордятся репутацией "злачного" места, другие претендуют на респектабельность. Но все так или иначе сталкиваются со схожими трудностями.

Виноваты журналисты

Помимо всем известных Рубинштейна и Думской, барными улицами в городе можно считать нечётную сторону Белинского, Мучной переулок и Некрасова. С оговорками сюда же относятся Гороховая и Жуковского. "Белинского как раз можно рассмотреть как идеальный пример успешности и провальности разных сторон одной и той же улицы. Популярность нечётной стороны я объясняю наличием человеческих троп, то есть успешного стечения пешеходного трафика в одну линию", — считает основательница бара Melvin Дарья Полыгалина.
По её мнению, чтобы улица действительно считалась барной, необходима плотная концентрация разноплановых заведений (тихих и уютных, шумных и танцевальных, сегмента casual и fine dining). Это автоматически корректирует приток гостей, которые отправляются в одну локацию, имея страховку: если не понравится там, можно спокойно перемещаться из бара в бар без потери времени.
Совладелец Bakunin group Александр Романенко уверен, что значительную роль в создание барных улиц вносят СМИ, которые присваивают подобные ярлыки тем или иным локациям. "Открывается бар — там складывается комьюнити. Другие рестораторы смотрят локации для открытий и выбирают те, где уже “намоленные” тропы. Кто–то об этом напишет, другой подхватит, и понеслось", — убеждён он.

Все за одного

Барная ночная жизнь кипит в каждом мегаполисе. Однако в европейских городах барно–ресторанные улицы расположены с максимальным комфортом для местных жителей. Например, заведения, работающие по ночам, находятся вдали от жилых кварталов. Когда бар открывают вблизи дома, ограничения обсуждают с жильцами. В европейских барах не торгуют алкоголем без лицензии и не нарушают карантинные меры. В Петербурге же разборки между барами, функционирующими по своим правилам, и жителями окрестных домов давно стали обыденностью.
Александр Романенко утверждает, что улица Рубинштейна в последнее время становится похожей на Думскую. Некрасова, по его словам, "тоже временами не радует", её посетители "помолодели лет на семь", причём за один сезон. "Обидно, что на каждой барной улице найдутся заведения, владельцам которых законы не писаны. Здесь и нелегальный алкоголь, и работа без лицензий, и многое другое. Так работают единицы, а репутация портится у всех. Термин “барная столица России” меркнет и теряет привлекательность для туристов", — уверен он.
Виталий Боварь, депутат муниципального образования "Владимирский округ", убеждён, что улице Рубинштейна быть барной вообще не следует. По его словам, баров должно быть существенно меньше, им не следует располагаться во дворах. Обязательно нужно урегулировать вопрос с парковкой. Возможно, путём создания пешеходной улицы, на которой высажены деревья — они способны отчасти гасить шум. Дома, в которых находятся бары, должны быть существенным образом модернизированы с точки зрения коммуникаций. Также несовершенным депутат считает правовое регулирование.
"Я был на суде по бару “Довлатов”, который находится во дворе жилого дома. Суд вынес решение о запрете использования помещения под бар. И решение не исполняется, так как у помещения сменился собственник, а в отношении нового владельца помещения такого запрета не было", — рассказывает он.

Суды не помогают

Год назад власти Петербурга планировали внести изменения в законодательство, которые помогли бы согласовать график работы заведений на Рубинштейна с муниципальными властями, ограничить проезд, изменить нормы по уборке и патрулированию полицией. Кроме того, обсуждался вариант с переносом барного кластера на Большую Зеленину, которая по своим функциям и местоположению может стать не менее популярной, чем Рубинштейна или Думская.
Представитель общественной организации "Граждане улицы Рубинштейна" Ольга Устян рассказала "ДП", что проезд ночью действительно был ограничен короткое время в прошлом году. Сейчас никаких ограничений не сохранилось. Следить за этим тоже некому. "Периодически по барам проводятся рейды государственных органов, изымается нелицензионный алкоголь, баллоны с диоксидом азота, выявляются другие нарушения. Участвуют в этих рейдах и наши муниципальные депутаты", — говорит она.
При этом местные жители занимают жёсткую позицию. По словам Ольги Устян, переговоры с владельцами баров не ведутся. Претензии к собственникам помещений и арендаторам предъявляются в суде, как принято в цивилизованном мире. Жители выигрывают суды, но не могут полностью рассчитывать на исполнение судебных решений.
"Всё, что требуется от городских властей, — это обеспечить исполнение закона. У жителей улицы на руках есть судебные решения, предписывающие прекратить работу незаконно работающим заведениям. Однако ни исполнительные власти, ни прокуратура на это не реагируют. Глава Центрального района обещал нам разобраться с незаконными заведениями, но результатов мы пока не видим", — декларирует она.
По подсчётам общественников, сейчас на Рубинштейна продолжают работу более 20 заведений, торгующих нелицензионным алкоголем. Репутация улицы влечёт снижение здесь стоимости недвижимости и ухудшение условий жилой аренды. Жители улицы уже не раз заявляли о необходимости создания в городе альтернативных мест отдыха вне жилых кварталов. Они уверены, что городские власти должны активно работать в этом направлении.
"Пока же мы видим, что Смольный, в своё время активно поддержавший идею ресторанной улицы в жилой зоне, несмотря на серьёзные нарушения жилищного законодательства, продолжает работать в интересах собственников крупной коммерческой недвижимости на Рубинштейна. Но не в интересах живущих здесь граждан, платящих налоги в городской бюджет и имеющих полное право на комфортную жизненную среду", — утверждает Ольга Устян.