Любое престижное образование требует высоких затрат

ректор ИМИСП, основатель IC Lab, рассказал корреспонденту "ДП" о своём видении перспектив обучения в сети

Онлайн–образование за минувший год показало существенный рост. Это ковид обеспечил или это тренд времени?

— Онлайн–образование смело можно считать трендом последних 15–20 лет. Другое дело, что всё это время в голове обывателя оно было маргинальным форматом. Все воспринимали онлайн–образование как что–то дешёвое и менее качественное. Во время ковида многие были вынуждены погрузиться в мир онлайна. Поначалу этот опыт для большинства был исключительно негативным. Но с опытом стало приходить понимание того, как реализовывать онлайн–формат и когда он уместен. Резюмируя, можно сказать, что ковид помог тренду онлайн–образования занять своё место и обеспечил качественный сдвиг. Без сомнения, после окончания пандемии онлайн–образование будет продолжать развиваться и с точки зрения объёмов рынка, и с точки зрения качества. При этом ценность и востребованность очного обучения в премиум–сегменте также возрастёт.

Какую часть в ИМИСП занимало онлайн–образование в 2020 году и занимает сейчас?

— ИМИСП очень осторожен с онлайн–форматом. У нас есть инструментарий и компетенции для реализации онлайн–обучения, но мы этим не злоупотребляем. Данный формат до пандемии использовался очень ограниченно и в дальнейшем будет применяться только там, где это добавит ценности для слушателей. Дело в том, что онлайн хорош в первую очередь для передачи знаний (особенно академических), а ИМИСП фокусируется на практических управленческих знаниях и навыках, обмене опытом, построении деловых связей между участниками. В серьёзном бизнес–образовании очный формат играл и будет играть более важную роль, чем онлайн. Хотя это не исключает использования разных форматов в зависимости от целей и задач в рамках конкретной программы.

Онлайн–образование мобилизует студента или расслабляет?

— Формат не может мобилизовать или расслаблять студента. Всё зависит от мотивации, способностей и умения учиться. Важно понимать цели и задачи студента или слушателя. В случае бизнес–образования они лучше реализуются через очный формат. И то, что в онлайне эти цели и задачи могут не реализовываться, конечно, снижает уровень мотивации. Если же говорить о высшем образовании, наполненном академическими знаниями, там онлайн–формат открывает новые возможности для мотивированных студентов. Передача академических знаний в онлайн–формате позволяет студентам с разными способностями и скоростью усвоения материала быть более эффективными и результативными в обучении.

Насколько, с вашей точки зрения, для современного студента важна социализация в стенах вуза?

— Для слушателей программ уровня МВА социализация является важнейшим компонентом обучения. Возможность взаимодействовать с равными себе, обмениваться опытом, выстраивать бизнес–связи — важнейшие аспекты программ бизнес–образования. Если же говорить о студентах высшего образования — там ситуация несколько отличается. Это касается и способов социализации, и привычек, и отношения к обучению. На мой взгляд, социализация в рамках освоения академических знаний вторична. Социализация становится действительно значимой там, где начинается практика. В программах высшего образования её традиционно довольно мало. Но тут социализация просто необходима, так как в жизни без реального опыта взаимодействия в очном формате будет очень тяжело.
При этом не стоит забывать, что тысячелетиями человек жил как социальное существо, реализующее себя через очное взаимодействие. Человек как вид развивается значительно медленнее, чем технологии. И мы не можем за несколько десятков лет полностью переключиться на дистанционный формат взаимодействия без последствий для психики.

Какие тренды сегодня в европейском и американском онлайн–образовании?

— Во–первых, есть сильный тренд признания онлайн–обучения как одного из форматов в академическом контексте. Многие ведущие международные вузы вынуждены были признать и начать использовать онлайн–формат во время пандемии. Обратного пути уже не будет. Есть явный тренд на партнёрство между онлайн–платформами и учебными заведениями. Кроме того, есть ряд технологических и методических аспектов, которые стали индустриальными трендами. Это в первую очередь мобильное обучение и микрообучение. Создание учебного контента, адаптированного под мобильные устройства, постепенно становится нормой. И тут значительную роль играет видео. Дробление учебных программ на маленькие кусочки, которые можно осваивать в короткие промежутки времени, — это ещё одна дань (или жертва?) современному образу жизни. Но, конечно, это работает не всегда и не везде.

Является ли достаточной правовая база для онлайн–образования?

— Международный опыт показывает, что чем меньше регулирования образования, тем лучше. Излишнее регулирование приводит к большому количеству бесполезных действий, перегрузке администраторов и преподавателей, бумажным компетенциям студентов (то есть существующим только на бумаге) — всё это не работает на практике. На практике лучше всего работает система добровольных независимых аккредитаций. Это и даёт возможность утвердить индустриальные стандарты качества, и оставляет пространство для инноваций. Хочешь соответствовать лучшим практикам — приведи программы в соответствие со стандартами. Хочешь экспериментировать — создавай новые программы без аккредитаций, и пусть рынок тебя оценит. А главное, в аккредитационных комиссиях уважаемых организаций интересуются реальным положением дел и профессионально проверяют, что на самом деле происходит, а не что написано в бумажках. Для бизнес–образования самая главная аккредитация — это AMBA, кроме того, стоит выделить BGA, IQA, AACSB, EQUIS. Кстати, аккредитация АМВА уже включает требования к онлайн–формату в программах МВА. Отдельных аккредитаций для онлайн–образования, которые однозначно признаются всеми игроками рынка (как АМВА для программ МВА), пока нет. Но я верю, что всё впереди.

Возможно ли уже сегодня создать престижный онлайн–вуз? Когда это станет актуальным?

— Если говорить про вуз в современном понимании — скорее нет, чем да. Но я уверен, что система образования будет претерпевать изменения. Я вполне допускаю, что в каких–то сферах (например, дизайн) престижные онлайн–школы могут появиться уже в ближайшее время. Более всего это подходит для тех профессиональных областей, в которых специалист работает больше индивидуально, чем в социальном взаимодействии. С другой стороны, экономика онлайн–образования сейчас такова, что большинство предпринимателей и учебных заведений нацелено на создание масштабируемых недорогих онлайн–программ. Любое престижное образование требует высоких затрат, а значит, премиум–программа в онлайне будет стоить значительно дороже, чем ожидает большинство потребителей.
В случае с бизнес–образованием могу уверенно сказать, что онлайн–МВА действительно высокого качества практически не будет отличаться по затратам от очной МВА. То, что мы можем сэкономить на помещениях, компенсируется затратами на технологии и дополнительные инструменты. При этом даже самые продвинутые технологии не смогут заменить очные занятия на МВА полностью. Поэтому наиболее престижные программы бизнес–образования ещё долго будут оставаться в очном и смешанном формате.