"Тинькофф" в офлайне

инновации. Позиционирующий себя как онлайн–банк без отделений, "Тинькофф" зарегистрировал в Петербурге дополнительный офис. Он стал третьим офлайн–подразделением банка в стране.

Информация обновилась на сайте ЦБ РФ. Теперь у банка "Тинькофф", согласно данным регулятора, действует три структурных подразделения. Головной и один дополнительный офис расположены в Москве, в Петербурге единственное офлайн–отделение зарегистрировано в мае или начале июня (точную дату регистрации Банк России не публикует).
Местонахождение офиса не указано, на сайте кредитной организации упомянут единственный адрес, по которому находится головное подразделение. В самом банке не смогли оперативно ответить на запрос "ДП" о целях открытия отделения в Петербурге. Источники "ДП" в финансовых кругах предполагают, что вряд ли оно окажется классическим банковским розничным отделением.
"Может быть, новый офис никогда и не станет местом для посещения клиентами, а необходим для совершения каких–то внутренних операций, например хранения ценностей, бумажных документов или закладных по залоговым кредитам, трудоустройству сотрудников и так далее", — перечисляет один из опрошенных "ДП" экспертов в банковских кругах.
Выход в офлайн напоминает историю с банкоматами "Тинькофф": руководство длительное время отрицало необходимость содержания собственной банкоматной сети, предпочитая партнёрство с другими учреждениями. В 2017 году ситуация изменилась и под предлогом удобства для клиентов было объявлено о создании банкоматной сети. На сегодня точное количество банкоматов не раскрывается, по открытым данным на сайте банка, в Петербурге их более 220.
Бизнес–модель "Тинькофф" построена на взаимодействии клиента и банка через представителей, функции которых выполняют курьеры. Поэтому необходимость в офлайн–офисах отсутствует. Регистрация в ЦБ РФ подразделения, вероятно, понадобилась из–за недостаточного функционала курьеров для масштабирования бизнеса.
Всего у группы "Тинькофф" 10,3 млн активных клиентов, следует из отчётности по МСФО за I квартал 2021 года (помимо банка в неё входят страховая и управляющая компании, виртуальный мобильный оператор). Прирост идёт по всем направлениям: с начала года на треть увеличилось количество клиентов на фондовом рынке, на 19% — держателей дебетовых банковских карт. Сегмент малого и среднего бизнеса в количественном выражении показывает наименьшую динамику, увеличившись на 3%. При этом в денежном выражении ссудная задолженность МСБ за 3 месяца выросла в 1,5 раза. На сайте банка значительное число открытых вакансий в Петербурге связано как раз с работой с корпоративными клиентами: необходимо привлечение и сопровождение среднего и крупного бизнеса (по критериям законодательства к нему относятся предприятия с годовой выручкой до 2 млрд рублей и более соответственно). Местные банкиры не смогли перечислить "ДП" тип операций, который требует очного присутствия: современное законодательство почти все из них разрешает совершать дистанционно. С другой стороны, консервативность предпринимателей может потребовать личных встреч в офисе банка, и регистрация структурного подразделения в реестрах ЦБ РФ может придать ему значимости.
"К сожалению или к счастью, иногда требуется консультационная профессиональная поддержка банкира, которую бывает сложно провести онлайн, и то, что в “Тинькофф” некуда было прийти в Петербурге, наверное, стало доставлять неудобства клиентам, что и привело к такому решению", — полагает Владимир Прибыткин, председатель совета директоров банка "ПСКБ".