Неуверенный старт: транспортной реформе грозят очередные корректировки

Автор фото: Ковалев Петр

Транспортная реформа в Петербурге наконец дошла до этапа торгов. Казалось, за время подготовки к ним власти и перевозчики должны были утрясти все условия, но, похоже, это не так.

Поделили на три

Первые лоты ГКУ "Организатор перевозок", подведомственное комитету по транспорту, разместило на портале госзакупок 8 июня. На сегодня объявлено семь аукционов на выполнение регулярных перевозок пассажиров в 2022-2028 годах суммарно более чем на 123 млрд рублей. Всего же будет 20 лотов.
По данным "ДП", под так называемую "большую тройку" перевозчиков Петербурга будет "заточено" 10 крупных лотов в следующих пропорциях: шесть — под "Питеравто", три — под "Третий парк" и один — под ПТК. Руководствовались географическим принципом, говорят собеседники издания.
Так, например, лоты по Пушкинскому и Колпинскому районам привязаны к автобусному парку "Питеравто" в Пушкине. Под парк перевозчика в Петергофе хорошо вписываются лоты по юго-западу с захватом как Петергофа и Ломоносова, так и Красного Села. Ещё два лота рассчитаны на парк на пр. Энергетиков.
Один из лотов удобен для обслуживания с площадки "Третьего парка" на Витебском проспекте, лоты по Зеленогорску, Сестрорецку, Кронштадту и северо-западу города — с площадок в Зеленогорске и Горской. У ПТК привязки к паркам нет, поэтому "его лот" разбросан по всему городу.
Оставшиеся 10 небольших лотов рассчитаны на средних и мелких петербургских перевозчиков. Некоторые собеседники издания считают их относительно конкурентными, хотя как минимум на пару претендуют и крупные компании. Тем временем сами перевозчики не из числа "большой тройки" не в восторге от таких предложений.
"Мы в городе пока не планируем запускаться, потому что очень кабальные условия. Ещё рассматриваем", — заявил "ДП" гендиректор АТП "Барс-2" Андрей Заботин.
"Некрупным игрокам вроде "Барс-2", "Пальмиры", "Шпунта", "Такси" будет тяжело на аукционах. Найти такие деньги будет проблемно, — поделился участник рынка пассажирских перевозок Петербурга. — Остались типовые договоры по 220-ФЗ с серьёзными штрафами. Любой чих-пых, внештатная ситуация — и прилетит колоссальный штраф. Плюс осталось банковское обслуживание: процент банку, который необходимо заплатить. Это тоже большая статья затрат. И высокие требования к подвижному составу. Купить автобус за 10 млн рублей, вложить ещё миллион на допоборудование. Да, всё красиво и здорово, цены контрактов — плюс/минус жить можно, но штрафы по 220-ФЗ дичайшие".

Курс на газ

Если про высокие требования к подвижному составу (он должен быть не старше 2021 года выпуска, низкопольный и др.) было известно давно, то о том, что они должны быть все на газовом топливе (сжиженном — СПГ или компримированном — КПГ), за исключением автобусов малого класса, для общественности стало сюрпризом.
Ещё в апреле глава комитета по транспорту Кирилл Поляков говорил, что газовые автобусы с середины июля 2022 года планируется запустить только там, где будет инфраструктура. Расширить ещё собирались, в частности, за счёт "Газпрома", с которым Петербург подписал "дорожную карту" по синхронизации мероприятий по развитию топливного рынка до 2023 года. Она предполагает строительство 25 новых автомобильных газовых станций. Однако о полном переходе на газ к реформе речи не шло.
"Действуя в интересах жителей Санкт-Петербурга для улучшения экологической обстановки в городе, а также с учётом проведённых переговоров с поставщиками сжиженного природного газа и потребителями в лице эксплуатантов подвижного состава, была выбрана схема, при которой перевозчик может создать собственную систему заправки СПГ на выпускающей площадке подвижного состава (технология транспортировки сжиженного природного газа позволяет осуществлять заправку транспортных средств, минуя сложную систему хранения, подготовки и раздачи топлива. Налив СПГ можно осуществлять в буквальном смысле "с колёс")", — прокомментировали в Комтрансе.
К слову, ряд перевозчиков уже давно готовился к переходу на газомоторное топливо. Например, у "Третьего парка" есть договор лизинга с ГТЛК на поставку 250 газовых ЛиАЗов, первые из которых уже вышли на петербургские маршруты. Вся партия должна прибыть в город до конца ноября 2021 года. У компании есть планы и по строительству газовых заправок в парках. "Питеравто" активно занимается эспэгэшными автобусами с компанией "Волгабас", которая, как ранее писал "ДП", с недавнего времени частично принадлежит бенефициару петербургского перевозчика.
Собеседник "ДП" на рынке объясняет переход на газ тем, что "дизель Смольный не потянет". Речь идёт об оплате транспортной работы, которую с переходом на новую транспортную модель в рамках брутто-контрактов полностью будет оплачивать город. Немаловажна и возможность покупки газовой техники дешевле, чем дизельной, благодаря мерам господдержки производителей экологичной техники.
"С газом получается дешевле, но не сильно. Просто это отсекает других перевозчиков. А наши уже успели заключать контракты на поставку техники. Поэтому в конкурсной документации есть требование о том, что техника должна быть поставлена за 70 дней до начала действия контракта. А зачем? Ведь она будет просто стоять. Лизинговые платежи нужно будет платить два лишних месяца", — рассказал источник "ДП" в транспортном блоке Смольного.

Растягивая удовольствие

Согласно аукционной документации, реформа должна запуститься в один день, 15 июля 2022 года. Однако, как сообщили "ДП" в Комтрансе, рассматривается вариант поэтапного ввода. То есть новые маршруты начнут вводить раньше середины лета следующего года.
"Мы видим реакцию общественности и экспертного сообщества, что велики риски одновременного ввода, и в связи с этим рассматриваем вариант поэтапного ввода маршрутов", — заявили в комитете.
По данным "ДП", инициаторами в первую очередь выступают перевозчики, имеющие в виду негативный опыт одновременного запуска реформы в других городах. Один из последних примеров — Новокузнецк, где с новыми маршрутами были трудности не только у водителей, но и у пассажиров. Однако пример Кузбасса не очень показателен: там большинство маршрутов получило "Питеравто", которое столкнулось с противодействием со стороны местных участников рынка.
"Рассматривается три этапа запуска реформы. Денег нужно даже меньше, если срок у всех контрактов оставлять 6-летним. Но в разбивке по годам их действительно нет в бюджете, а нужны как в 2021 году (для старта 1-го этапа в IV квартале), так и в первом полугодии 2022-го (для 2-го этапа, начиная с I квартала)", — говорит источник "ДП" в Смольном.
Аналитик общественного движения "Транспорт и горожане" Владислав Булгаков не согласен с тем, что одномоментный ввод новой маршрутной сети — это что-то очень плохое.
"Если сама структура маршрутной сети меняется кардинально, то как раз полезнее будет сделать это всё в один день, чтобы пассажиры не путались в маршрутах и в принципах работы транспортной системы. Да, в первое время у людей будет шок, но зато пассажир быстро привыкнет к изменениям и новым правилам, — говорит Булгаков. — В случае Петербурга маршрутную сеть ожидает лишь лёгкая оптимизация, и, наверное, было бы логичнее растянуть запуск маршрутов в течение 2-3 месяцев, учитывая, что все новые автобусы должны быть у перевозчиков за 70 дней до 15 июля 2022 года. Возможности у города запустить маршруты раньше есть. Например, так сделала Москва, где часть маршрутов начали работать по новым контрактам на месяц раньше даты начала перевозок".
Председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков отмечает, что реформа коснётся только автобусных маршрутов, что составляет примерно четверть пассажирских перевозок в Петербурге, поэтому ничего страшного в одновременном запуске он не видит.
"Реформа не коснётся метрополитена, трамвайных и троллейбусных маршрутов (появится только два новых троллейбусных маршрута, трассировка изменится у трёх. — Ред.), разве что в части единого тарифного меню. Не будет для пассажиров большой путаницы. Вопрос в том, чтобы автобусные перевозчики как следует подготовились, и время для этого есть. Не нужно жаловаться, что мало времени. Если его правильно использовать, то с 15 июля всё будет работать нормально. Нужно подготовить водителей, чтобы они изучили новые маршруты, которые уже известны. Это не самая сложная задача. Время подготовить пассажиров тоже есть. Организующее начало здесь за городом", — считает Янков.